Прямой эфир

Адвокат Ирина Хрунова: в психбольницах все упирается в финансирование, буйных они отпускают чаще, чем спокойных

Здесь и сейчас
476
14:12, 09.10.2013

В  международной  правозащитной организации Amnesty International подвергли критике приговор фигуранту «болотного дела» Михаилу Косенко, которого накануне судья Замоскворецкого суда Москаленко признала виновным в участии в массовых беспорядках и применении насилия к полицейским. «Принудительное помещение Михаила Косенко в психиатрическую клинику отдает  худшими  примерами  из  советского  прошлого,  когда  диссиденты изнывали в  психиатрических лечебницах,  где их  лечили как  сумасшедших только потому, что  они говорили то,  что думали», – заявил глава российского отделения Amnesty International Сергей Никитин. Действительно, Фигурант «болотного дела» Михаил Косенко был освобожден от уголовной ответственности и направлен на принудительное лечение в стационар. Если приговор вступит в законную силу, то уже через несколько месяцев он отправится из СИЗО в лечебницу.

Адвокат Ирина Хрунова: в психбольницах все упирается в финансирование, буйных они отпускают чаще, чем спокойных

Журавлева: Решение, куда отправиться человеку, которого направили на принудительное лечение, решают во ФСИН. Всего в России 8 психиатрических больниц специального типа, которые для таких случаев и нужны. В Москве такой нет и это значит, что Косенко отправят либо в Санкт-Петербург, либо в Смоленск, либо в Кострому. Об этом нам рассказал глава правозащитной организации Павел Чиков. Косенко, по его словам, будет содержаться в палате. В Санкт-Петербурге, например, таких людей охраняют не люди из ФСИН, а просто из ЧОПа, так что условия там лучше, чем в СИЗО.

Что вообще касается ситуации с тем, как людей выпускают из таких психиатрических больниц. Мы уже рассказывали, что раз в полгода врачи могут принять решение о том, может ли человек отправиться домой или не может. Адвокат Ирина Хрунова рассказала нам об одном случае, который был в ее практике, который был в Казани. Она защищала девушку, которая содержалась в такой психиатрической больнице. Она была довольно тихой и спокойной, как считала Хрунова и родственники девушки, она вполне могла быть дома, но почему-то потребовался год для того, чтобы добиться того, чтобы девушку отпустили. В итоге оказалось, что на самом деле все упирается в финансирование.

Ирина Хрунова, адвокат: Логику мне объяснили родственники людей, которые там находятся. Дело в том, что, как в любом госучреждении, все утыкается в вопросы финансирования. Например, на отделение, где находится 40 больных людей, на ночь остаются, например, дежурный врач, дежурная медсестра и одна санитарка – три человека. Этим людям выгодно иметь у себя в отделении тихих и спокойных людей, потому что как только появляется буйный, ему надо слишком много внимания уделять, и они не успевают уделять внимание никому другому. Поэтому цель врачей – чтобы в отделении было очень много спокойных больных, которые бы лежали и ходили тенью себе тихонечко и не высказывали никаких претензий.

Журавлева: Михаил Косенко, насколько я его видела в процессе по этому делу, человек довольно спокойный, так что можно, к сожалению, предположить, что, возможно, он столкнется с такой ситуацией, когда его довольно долго будут держать в психиатрической больнице.