Главная драма в российском бизнесе – история компании «Уралкалий» – стала одной из главных тем Сочинского форума. В частности, первый вице-премьер Игорь Шувалов опроверг сообщения о том, что на акции Сулеймана Керимова может претендовать государственная компания. Читай: «Роснефтегаз» Игоря Сечина. Основным претендентом теперь считается Михаил Прохоров, но есть определенная загвоздка, которая связана не бизнесом, а с политикой. О существовании этой загвоздке стало известно еще накануне, а сегодня газета «Коммерсантъ» расшифровала, что имеется в виду: якобы одним из условий сделки Керимов поставил возвращение прежнего влияние в Дагестане.
Роменский: Похоже, что Владислав Баумгертнер все ближе и ближе к возвращению на родину. Похоже, что действия российских властей уже приносят свои плоды. Накануне визита в Минск Владимира Путина главу «Уралкалия», который месяц просидел в СИЗО КГБ, наконец, отпустили. В экстренном порядке его перевезли в квартиру, где он сейчас вместе со своей мамой и находится. Говорят, что договариваться об этом в Белоруссию ездил лично генпрокурор Юрий Чайка. Тем не менее, за Баумгертнером круглосуточно наблюдают сотрудники спецслужб – даже в окно без их ведома он выглянуть не может. Ну а теперь к Баумгертнеру разрешили пустить российских дипломатов. Правда, когда это произойдет еще не понятно – нужно договариваться с белорусским Следственным комитетом.
В то же время позиция совладельца калийной компании Сулеймана Керимова может негативно сказаться на судьбе Баумгертнера. Именно уход из этого бизнеса Керимова, по некоторым данным, являлся основным условием продолжения сотрудничества «Уралкалия» и «Белоруськалия». По данным газеты «Коммерсантъ» предприниматель уже договорился о продаже своей доли, а это более 20%, банкиру Владимиру Когану. Тот, сообщает издание, даже уже частично даже перечислил деньги. Однако источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что теперь Керимов выдвигает новые «неэкономические» условия. Они касаются возвращения позиций Керимова в Дагестане. Это его родной регион и ранее его влияние там было весьма велико. Однако политологи сильно сомневаются, что власти согласятся на такие условия.
Константин Казенин, научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара: В Дагестане у Керимова есть конкуренты, некоторые другие крупные предприниматели, выходцы из Дагестана, которые много добились за пределами родного региона. Они сейчас тоже претендуют на заметную роль в республике, тоже осуществляют значимые проекты и так далее. Я не думаю, что сейчас Кремль будет заинтересован в том, чтобы кто-то из конкурирующих крупных предпринимателей в Дагестане занял бы доминирующее положение. Поэтому говорить о том, что Керимов может вернуть те позиции, которые у него были при Магомедсаламе Магомедове, я думаю, вряд ли обоснованно.
Роменский: По данным одного из собеседников «Коммерсанта», знакомого с ситуацией, в нагрузку к продаже пакета Сулейман Керимов хочет возвращения не столько бизнеса, сколько политического влияния в Дагестане, но в Кремле склоняются к тому, что «ни один «Уралкалий» не стоит субъекта федерации».