Прямой эфир

Участник школьного бунта в Молжаниново: захватив Управу, дети просто проявили свою гражданскую позицию

Здесь и сейчас
5 648
15:54, 19.09.2013
Ученики школы №740 в Молжаниновском районе на севере Москвы и их родители се

Участник школьного бунта в Молжаниново: захватив Управу, дети просто проявили свою гражданскую позицию

Около 300 учеников и их родителей устроили шествие к районной управе, а затем проникли в актовый зал администрации с лозунгами «Мы хотим учиться!» и «Мы любим нашу школу!» Что это за школьный бунт – спросили у Александра Кудрявцева, председателя управляющего совета школы в Молжаниновском районе.

Белоголовцев: Александр, здравствуйте.

Кудрявцев: В школе №740  сейчас складывается достаточно абсурдная ситуация. Школа была отремонтирована в2012, были выделены бюджетные средства в размере 13 миллионов рублей, Был выполнен достаточно качественный ремонт, школа была подготовлена к учебному году. На протяжении этого времени мы ютились в младшем корпусе. Младший корпус из себя представляет здание барачного типа, построенное в 1946 году пленными немцами. Здание строилось под школу, под сельскую школу. Там отопление на угле, там скважина, нет центрального водопровода, там канализация автономная. Тем не менее, там все достаточно неплохо. То здание, которые функционирует для старшего корпуса на Ленинградском шоссе - это здание церковно-приходской школы, построенное 115 лет назад. И с тех пор это всегда была школа. Здание отремонтировано, здание благоустроенно, еще раз повторяю. Если идти по нормам СанПиН, конечно, есть определенные несоответствия, они есть в любой сельской школе, я вас уверяю. У нас район абсолютно сельский, он состоит из 8 деревень и одного поселка, две тысячи жителей, ни одного капитального строения, кроме двух школ и здания управы.

Белоголовцев: Тогда я не очень понимаю суть претензий.

Кудрявцев: Тем не менее, в 2012 году было сделано заключение, где экспертными службами, институт какой-то работал по заказу департамента образования, где в перечни всех замечаний есть претензии к балкам несущим. Далее все тихо спускалось на тормозах, никто об этом не говорил. 26 августа у нас состоялось общешкольное собрание, которое было созвано госпожой Сусаковой - это руководитель департамента северного округа. Она объявила, что здание на Ленинградском шоссе будет закрыто второго числа, мы в него не попадем. Здание второе, которое находится на Охтинском проезде, тоже будет закрыто, а всех детей будем возить в Зеленоград. Решение такое уже есть. Мы начали объединяться, создали управляющий совет. 27 числа мы встретились с ней повторно. Она поняла, что на нее оказывается определенное давление, она этого не ожидала, она думала, что там деградирующее общество живет. 27 числа они пошли нам навстречу и оставили своим распоряжением малый корпус, но про здание на Ленинградском шоссе заявили: «Забудьте, его нет».

Белоголовцев: То есть тут ситуация оказывается обратная той, которая чаще происходит. Обычно родители протестуют против того, что здание ветхое, и требуют переезда куда-то. А здесь ситуация обратная: родители готовы оставаться в здании, которому, в том числе больше ста лет, а вас оттуда выгоняют. Почему выгоняют?

Кудрявцев: Каждый родитель написал гарантийное обязательство, что он берет ответственность на себя, если что-то на ребенка упадет, это было 2 сентября, для того, чтобы здание только не закрывали. Еще раз подчеркну, что район сельский, район находится в стороне от всех остальных территорий города Москвы - между Химками и Шереметьево, - и ближайшая школа, куда можно детей перевезти, это школа Зеленограда.

Белоголовцев: То есть не устраивает время, которое нужно будет тратить на проезд.

Кудрявцев: Конечно. 4 часа ребенок будет тратить на дорогу. Можно себе такое представить? Это недопустимо.

Белоголовцев: 4 часа в два конца?

Кудрявцев: В два конца плюс туда-сюда, детей собрать. 4 часа будет уходить однозначно. Ни один родитель здравый на это не пойдет.

Белоголовцев: Я не очень тогда понимаю логику чиновников. Мне кажется, что крайне редко кто-то из чиновников протестует против того, чтобы люди или дети оставались в старом здании. Почему их так подмывает?..

Кудрявцев: Вы знаете, здесь все шито белыми нитками и земля под этим домом кому-то нужна. Здесь нужно смотреть шире - это территория, прилегающая к Ленинградскому шоссе. По всей видимости, есть какие-то большие интересы большого бизнеса.

Белоголовцев: Некоторое время назад земли в Молжаниновском районе фигурировали в центре скандала, который развивался при участии жены бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Елены Батуриной. И земли эти, как говорилось, были ключевыми для прокладки трассы через Химкинский лес. Это может быть сейчас эхом того скандала?

Кудрявцев: На самом деле тут все не совсем так. Трасса проходит совершенно в стороне. Земли в этом районе скуплены одним физлицом так называемым фермером, не помню его фамилию. На 90% они скуплены одним лицом. Это земли бывшего колхоза. А к Ленинградскому шоссе примыкают земли, которые под индивидуальные жилищные строительства. То есть это одноэтажные жилые дома, частные домовладения. Это привлекательно и естественно для…

Белоголовцев: При чем тут школа, не могу понять?

Кудрявцев: Школа выходит на Ленинградское шоссе. Это земли, которые нужны бизнесу.

Белоголовцев: Насколько я понимаю, в московском департаменте образования довольно долго пытались идти на переговоры, пытались какой-то компромисс выработать. Не существует ли довольно простого варианта строительства школы где-то неподалеку?

Кудрявцев: О чем мы и просим: постройте нам школу. Сегодня об этом как раз департамент образования и говорил: «Потерпите, мы построим вам школу». Во-первых, по проекту школа есть, но школа запроектирована была не при содействии департамента образования, а Министерство обороны своей властью построило дома, не спрашивая разрешение у Москвы, на своей территории, принадлежащей Министерству обороны. Сейчас они все это сбросили на баланс Москвы. Дома еще не заселены, по проекту там есть одна школа. По моим сведениям, там по 5 тысяч квартир, соответственно до 15 тысяч жителей. Все это построено с отделкой, соответственно уже полторы тысячи договоров соцнайма заключен, полторы тысячи семей готовы въехать прямо сегодня, ждут только сдачи домов. Школа там будет, на следующий год будет школа. Но школа эта не для нас, не для нашего района, не для наших жителей. Поймите правильно, что там 15 тысяч жителей проектируется…

Белоголовцев: А о каком количестве жителей сейчас идет речь?

Кудрявцев: У нас 500 детей в районе, в школу ходит на сегодняшний день 115 детей. Остальные родители водят детей в химкинские школы. С этого года химкинские школы не принимают. У них пошел конфликт интересов, это уже на уровне Москвы и Подмосковья.

Белоголовцев: Вы не боитесь, что против вас могут возбуждать уголовные дела за злоупотребление родительскими полномочиями в отношении детей?

Кудрявцев: Я сам был инициатором, чтобы идти в управу вместе с детьми. Но я всегда подчеркивал, что здесь нет никакого экстремизма, просто здание управы- это единственное пригодное  здание для проведения занятий детям.

Белоголовцев: Это понятно, но здесь вызывает вопросы этичность и уместность привлечения детей как…  дети шли с плакатами, дети были теми людьми, которые в управе оказались, начали там сидеть. Насколько это этично, с вашей точки зрения?

Кудрявцев: Здесь на самом деле власть делает так, что наши дети очень быстро взрослеют. То есть они проявляют сейчас гражданскую позицию сейчас, это у них отняли школу, и если вы спросите сейчас у детей, они очень переживают. Посмотрите, как плакали девчонки, когда их выгоняли вчера судебные приставы из школы.

Белоголовцев: При всем уважении. Мне было 10 лет некоторое время назад, это было давно, но, в общем, я чуть-чуть помню себя 10-летним ребенком. Вам не кажется, что словосочетание «10-летний ребенок проявил гражданскую позицию» немножечко пафосное и притянутое за уши?

Кудрявцев: Но там же есть и старшеклассники.

Белоголовцев: Но там есть и не старшеклассники.

Кудрявцев: Малыши вместе с родителями. Мы просто приходим в свою школу. Вы встаньте на место нас как родителей. Что нам предлагают? Или перевезти ребенка на надомное голосование или отдать ребенка для перевозки в Зеленоград. Нас это не устраивает. Мы сегодня пришли просто к зданию школы, все происходило абсолютно стихийно.

Белоголовцев: Как мне кажется, акция выглядела довольно спланировано, были заранее приготовленные плакаты, насколько я понимаю, были представители СМИ. Это не то, что я пытаюсь вас уличить сейчас в чем-то, просто было полное ощущение, что это часть спланированной и хорошо подготовленной кампании.

Кудрявцев: Нашу школу закрывают уже не первый год. Некоторые плакаты у меня в машине лежат с прошлого года, мы выходили на разрешенную акцию 1 июня и требовали не закрывать нашу школу, когда в 2012 году ее пытались закрыть. С тех пор эти плакаты лежат у меня в багажнике. Когда я приехал и увидел, что возле школы судебные приставы, я говорю жене: «Доставай, ты помнишь, валяются в багажнике».

Белоголовцев: Что вы планируете делать дальше? Понятно же, что сейчас такая ситуация немного цугцванг, как мне кажется, для двух сторон. Если вы будете дальше занимать управу, так или иначе, надо будет привлекать правоохранительные органы, чтобы управа тоже работала и так далее.

Кудрявцев: Мы сами вызываем правоохранительные органы, мы в диалоге. Они нас понимают. Мы не делаем ничего противозаконного, мы абсолютно законопослушные граждане.

Белоголовцев: Завтра дети придут в управу?

Кудрявцев: Завтра дети точно так же придут к управе. Мы договорились с учителями, что с ними будет проведен урок природы.

Белоголовцев: Если дверь управы будет завтра или в ближайшее время закрыта?

Кудрявцев: Я не думаю, что она будет закрыта, потому что работники управы тоже в большинстве своем жители нашего района. Сложилась ситуация такая, это единственное пригодное здание для проведения занятий.