Прямой эфир

Наблюдатель Сергей Пархоменко о том, как Лужкову перед голосованием помогли вспомнить номер своей квартиры

Здесь и сейчас
12 668
13:44, 08.09.2013

Корреспондент ДОЖДЯ Дмитрий Еловский поговорил у избирательного участка с наблюдателем Сергеем Пархоменко.

Наблюдатель Сергей Пархоменко о том, как Лужкову перед голосованием помогли вспомнить номер своей квартиры

Еловский: Мы сейчас находимся на одном из избирательных участках в самом центре Москвы - Миусская площадь, 5 минут от станции Новослободская. Здесь наблюдателем работает Сергей Пархоменко, журналист, издатель.

Пархоменко: Я не наблюдатель, я член комиссии. Первый раз в жизни. Наблюдателем я был на предыдущих и предпредыдущих выборах.

Еловский: Как ситуация на вашем участке?

Пархоменко: Здесь все очень спокойно, это благополучный участок, прежде всего потому, что здесь 10 человек членов комиссии с правом совещательного голоса, представляющих разных кандидатов, и наблюдателей. Это очень много, и я вижу в социальных сетях, многие мои коллеги жалуются, что « я один» или «у меня один несчастный одинокий наблюдатель, пришлите мне кого-нибудь еще». Здесь в этом смысле все хорошо, здесь избирательная комиссия, которую я хорошо знаю, потому что я сам здесь живу неподалеку и голосую здесь много лет. На президентских выборах в 2012 году здесь был очень большой скандал, потому что здесь была огромная толпа так называемых предприятий непрерывного цикла, стояли какие-то странные молодые люди в большой очереди – порядка 300 человек. Вообще я специально целевым образом шел в эту избирательную комиссию, понимая, что я иду в неблагополучный участок. Сейчас все абсолютно в полном порядке. Может быть, именно потому, что много народу наблюдает, может быть, потому что я уже несколько дней здесь все время присутствую, хожу, придираюсь, влез в каждый документ, просмотрел списки избирателей, устроил вчера большой скандал по поводу неправильно составленного реестра выездного домашнего голосования, и всякое прочее. Может быть, это как-то людей дисциплинировало. Вообще у меня складывается впечатление по разговорам, что основные события произойдут ночью, что если кому-то действительно захочется что-то в этих выборах подвинтить – а это произойдет в том случае, если у кандидата фактически от правящей партии возникнут сомнительная ситуация вокруг 50%, то, конечно, есть очень надежный и эффективный, проверенный способ подмены готовых протоколов и внесения всяких изменений уже в окончательную информацию в системе. Это делается под покровом ночи. Главное, что это очень незрелищный вид нарушения. Трудно людям заставить себя устроить большой протест, когда речь идет о каких-то запятых, подписях, циферках, печатях, смазанных значках. Это очень незрелищно. Когда кого-нибудь несут за руки или запихивают огромную пачку в ящик, это да, это производит сильное впечатление. А вот такого рода нарушения, с одной стороны, очень эффективны, а с другой стороны, очень скучны. Это тоже их большое достоинство. Так что я думаю, что очень важно в конце сегодня как можно большему количеству наблюдателей и членам комиссий в разном статусе получить заверенные официальные копии протоколов для того, чтобы потом можно было сравнить с теми цифрами, которые появятся в официальной информации Мосгоризбиркома.

Еловский: Район довольно центральный, дорогая недвижимость здесь. Приходил ли кто-то из известных людей?

Пархоменко: Совершенно неожиданно, вдруг откуда ни возьмись, пришел Лужков, который живет неподалеку. Никто особенно его не ждал. Один, без Елены Батуриной. Был немножко комический момент, потому что он не мог вспомнить номер своей квартиры. Ясно, он тут нечасто у себя бывает. Он сел, долго глядел в потолок, не вспомнил, но его нашли в книге, помогли.

Еловский: А в паспорте не было отметки?

Пархоменко: Он же его отдал. Человек, который выдавал ему бюллетень, как обычно попросил назвать адрес. Это такой комический эпизод. Сказал вполне округлые слова, похвалил альтернативные выборы, обругал Медведева и был таков.