Всем членам «Яблока», кто особенно сильно любит Алексея Навального, предложили выйти из партии. Интернет сегодня облетел скриншот сообщения в партийной группе в Facebook с таким текстом: «Уважаемые коллеги, никто не мешает фэнам Навального выйти из партии и агитировать за него... Влюбленность в Навального и членство в партии несовместимы…»
Был ли на самом деле этот пост, и как в партии относятся к предстоящей борьбе с Навальным на московских выборах, – обсудили с Галиной Михалевой, которая, если верить сообщениям в интернете, была автором этого сообщения.
Казнин: Здравствуйте.
Михалева: Добрый вечер. Это мой пост.
Арно: Действительно такая влюбленность в Навального наблюдается в рядах вашей партии?
Михалева: У некоторых. Я бы хотела начать не с этого. Люди с «Парнаса» странные такие. Один подает в суд за то, что публикуют его прослушки, другой делает то же самое, потому что это был пост в нашей внутренней группе, это знаете ли, бойцы вспоминают бывшие дни: мы обменивались мнениями исключительно среди своих, зачем-то молодой член «Парнаса» туда влез, все это распространил в интернете. Ну, некрасиво это как-то. А что касается партии. Партия – большой организм. Нас же больше 50 тыс. человек. Есть новые члены партии, которые не очень понимают различия между «Яблоком», которому в этом году будет 20 лет, и Алексеем Навальным, который представляет собой совершенно другую сущность. Он просто по сущности другой политический лидер, другая сила, мы разные совсем.
Казнин: Тем не менее, вы выдвигаете в его адрес серьезные обвинения, например, называете его нечистоплотным.
Михалева: Я Алексея знаю очень давно, мне бы не хотелось, учитывая то, что слушатели и зрители «Дождя» его очень любят…
Казнин: Это, кстати… кто-то любит, кто-то не любит.
Михалева: Я с ним сталкивалась очень много, с самого начала его работы в «Яблоке». Он вел и против меня лично кампанию очень некрасивую. Тем более, человек все-таки ходит под уголовным делом. Зачем ему портить жизнь? Что касается нашей позиции: мы считаем, что чем больше будет критиков исполняющего обязанности мэра Собянина на первом этапе, тем лучше. В этом смысле важно, чтобы таких оппонентов было много.
Арно: Рассматриваете ли вы какой-то вариант объединения Митрохина и Навального, чтобы консолидироваться после второго тура?
Михалева: Политическая ситуация нас каждый день ставит перед новыми удивительными вещами, каждый день у нас новые вызовы: то его посадили, то его выпустили, то он сам собирал подписи, то ему Собянин помог. Может быть, на самом деле все, что угодно. И поэтому в современной политике надо всегда реагировать. А что касается ситуации до второго тура, это же, как беговая дорожка. Не могут же бегуны друг другу помогать на беговой дорожке. Каждый бежит так, как он может, как умеет.
Арно: Настанет этап, когда вы можете объединиться, тем самым…
Михалева: Будет день, будет пища.
Казнин: А выйдут из партии после вашей просьбы?
Михалева: Это была не просьба, это было мнение. Вы же не спрашиваете: если есть у вас в партии сторонники Собянина, они должны оставаться в партии или не должны? Партия – такой организм, который предполагает единую политическую позицию и поддержку собственных кандидатов. Это же абсурд…
Казнин: Это совершенно понятно. Мы о другом говорим: все-таки вышли или нет?
Михалева: Партия – это не секта, это как брак. Ну, разонравились люди друг другу, ну, и развелись, ну, и все. Что тут такого?
Казнин: Есть такие люди, которые сказали: «Хорошо, мы уходим, потому что Навальный…»
Михалева: Пока не было, мы будем вести разъяснительную работу, у нас не первый раз такие истории. Такая история была с нашим отношением к «Солидарности», долго мы людям объясняли, в конце концов, люди поняли. Кто не понял, не захотел – тот ушел.
Казнин: Вы ориентируетесь на либеральную часть общества?
Михалева: Нет. Мы партия социально-либеральная. «Социальная» приставка исключительно важна. Мы не ультра-либералы, как было СПС с Чубайсом, это совершенно другая ситуация. Что касается Москвы, мы ориентируемся на тех москвичей, которым мы практически помогли. Наш Сергей Митрохин 10 лет работал, мы можем показать конкретные результаты, этим он очень сильно от Алексея отличается.
Казнин: Наверное, вы знаете, какое отношение есть к партии «Яблоко». Многие считают, что партия уже списана со счетов, другие – что это партия, которая не хотела объединяться в решающий момент, чтобы демократические силы вокруг объединялись. И сейчас воспринимают нападки на Навального, минимум, как зависть.
Михалева: Ничего, мы к этому привыкли, нас трепали 10 лет, что мы не сливаемся с СПС. Где сейчас тот СПС?
Казнин: Вы не слились, и их нет.
Михалева: Нет, мы и сейчас не злимся. Если вы внимательно прочтете, это очень спокойный пост в отличие от молодых членов «Парнаса», которые как-то очень нервно реагируют. Мы на это реагируем очень спокойно. И ведем свою линию.
Казнин: Сейчас стали появляться посты, заявления, где вспоминают Навальному старые прегрешения. Это воспринимается, как целенаправленная кампания по его дискредитации.
Михалева: Люди должны знать, за кого они голосуют. У любого политика должна быть открытая политическая биография. По крайней мере, он не должен отрицать то, что было реальным фактом. Поступки, связанные с националистическими высказываниями, участие в «Русских маршах» - это факт жизни. Зачем же это отрицать?
Арно: Еще вы называете плагиат, это звучит странно, потому что здесь очень узкая специализация, и все москвичи, если спросить у них про проблемы, скажут, что это пробки, национальный вопрос… Поэтому все программы друг на друга похожи.
Михалева: Нет, неправда. Здесь какой структурный подход… Вы не поверите, я этими программами 150 лет занимаюсь - столько не живут.
Арно: Что такого Навальный у вас украл?
Михалева: Просто мы ему отдали нашу программу, когда у него программы еще не было. Когда начинаешь сравнивать, иногда просто слово в слово.
Арно: Зачем вы ему отдали?
Михалева: А почему бы нет? Политик всегда дает свой мессадж открыто. Кстати, о мессадже. У нас появился мессадж «Перемены начинаются с Москвы», и тут же у Алексея появились «перемены» в его политическом мессадже. Это не очень красиво.
Арно: Мне кажется, Алексей – человек интернета, придумщик, и у него проблемы с копирайтом никогда не было. В том, чтобы сделать красивый лозунг, уж точно.
Михалева: Я понимаю, он такой красивый, высокий, молодой человек.
Арно: Нет, не в моем вкусе совершенно.
Казнин: Давайте послушаем, что сказал Алексей Навальный буквально 20 минут назад, он был у нас в студии в программе «Собчак живьем» и прокомментировал взаимоотношения с партией «Яблоко».
Навальный: Мне немножко странно видеть то, что сейчас «Яблоко» выбрало в качестве основного объекта критики меня. Мне казалось, есть, кого покритиковать. Это первое. Ну, это политика, я нормально к этому отношусь, все конкурируют друг с другом.
Собчак: Союз с Митрохиным вы представляете?
Навальный: Что вы имеете в виду под союзом? У меня нормальные отношения и Митрохиным, и с Мельниковым, и что касается наблюдения за выборами, требованиями о равных возможностях для всех кандидатов, я работаю и с Митрохиным, и с Мельниковым. Но очевидно, что мы конкурируем за голоса. И, несмотря на то, что у меня хорошие отношения с Митрохиным, я обращаюсь ко всем избирателям, в том числе к избирателям Митрохина, с призывом голосовать за себя.
Михалева: А мы обращаемся с призывом голосовать за нас. Потому что у нас больше опыта, и мы лучше знаем, что делать в Москве. Алексей как-то немножко преувеличил: один пост в закрытой группе – это не политическая линия по критике Навального. Пока мы за него не взялись.
Казнин: Тем не менее, он говорит о хороших отношениях с Митрохиным.
Михалева: Да неплохие у нас отношения. И я с ним за руку здороваюсь. Но это же не значит, что я от него в восторге. Со всеми надо сохранять хорошие отношения.
Арно: Действительно, вдруг придется объединяться.
Михалева: Это сомневаюсь.
Арно: Почему?
Михалева: Потому что Алексей – убежденный националист. Я лично его знаю, я была свидетелем многих очень некрасивых историй. Я с таким человеком объединяться… Я б замуж за него не пошла.
Арно: Опять сводите к этому.
Михалева: А это так: политические отношения как брак.