Прямой эфир

Террорист в глянце и 7 самых скандальных обложек журналов

Здесь и сейчас
6 324
21:49, 17.07.2013

Джохар Царнаев стал лицом журнала Rolling Stone. Американское издание поместило его фотографию на обложку августовского номера. А в самом журнале — большая статья, про выходца из Чечни, которого сейчас обвиняют в бостонском теракте.

Террорист в глянце и 7 самых скандальных обложек журналов

Фотография вызвала негодование у читателей. Тысячи людей по всему свету клянутся, что никогда больше не купят Rolling Stone. Что именно их возмутило, и какие еще журналы делали провокационные обложки — наш коллега Егор Максимов.

Сам номер еще даже в печать не вышел, но уже стал в центре скандала. Фотографию обложки выложили в интернет. Но за 12 часов только в одном Фейсбуке этот анонс собрал 2 тысячи гневных комментариев.

«Роллинг Стоун» выбрали не новую фотографию Джохара Царнаева. Она уже ходила по сети. Этот снимок Царнаев сделал сам: растрепанные волосы, небрежная борода. Но здесь не меньше важна подпись к снимку. А на обложке написано: «Подрывник. Как общительный и подающий надежды ученик, брошенный семьей, встал на путь радикального ислама и превратился в чудовище». Такой вот резкий заголовок. И он действительно вызвал бурю эмоций во всем интернете.

И, что самое интересное, недовольны самые разные люди. Кто‑то считает, что Царнаев невиновен и поэтому нельзя называть его чудовищем. А кто‑то, наоборот, говорит: зачем делать из террориста гламурную звезду? Он же убивал людей. И те, и другие пользуются одним хэштегом: Бойкот «Роллинг Стоун». Пользователи обещают, что не купят ни этот номер, ни последующие.

Журналисты оправдываются. Говорят, что главная тема номера – исследование личности Царнаева. Для этого главный редактор «Роллинг Стоун» Джанет Рейтман два месяца собирала интервью. Разговаривала с друзьями детства Царнаева, одноклассниками, учителями и даже соседями. И, якобы, выяснилось, что к радикальному исламу Царнаева подтолкнула собственная мать: она советовала сыну с помощью религии обуздать внутренних демонов.

«Роллинг Стоун» издается во многих странах, в том числе в России, но у нас в стране Джохара Царнаева на первой полосе не увидят. Мы поговорили с журналистом российского "Роллинг Стоун", Евгением Левковичем. Он рассказал ДОЖДЮ, почему от этой фотографии отказались.

Евгений Левкович, журналист «Роллинг Стоун»: Есть практика, но в данном конкретном случае мы перепечатываем только материал. У нас нет никаких обязательств, право выбора наше. На в данном случае мы напечатаем материал, а обложка будет другая. Это связано с маркетинговым выбором. Если в Америке нет никаких сомнений в том, что эта обложка будет куплена, то люди, которые покупают журнал у нас, просто пройдут мимо. Нас тоже постоянно обвиняют в том, что мы делаем из фашистов везд, то из террористов, то из геев. Но я считаю, что можно рассказывать абсолютно обо всем. Я абсолютно за полную свободу слова, а она не бывает половинчатой.

Точно так же, как Евгений Левкович, думали многие главные редакторы, и ради свободы слова они ставили на обложки самые разные фотографии. Часто это перерастало в огромные скандалы.

Наверное, самая известная история началась в 2005 году. Тогда датская газета «Юланд Постен» опубликовала статью о самоцензуре и свободе слова, а в качестве иллюстраций для нее – 12 карикатур с пророком Мухаммедом.

Рисунки были, мягко говоря, на грани. Там намеки и на зоофилию, и на педофилию. В исламе вообще запрещено изображать пророка Мухаммеда. А датская газета таким образом решила показать, что свобода слова важнее религии. Авторы карикатур вынуждены были скрываться, потому что им присылали угрозы. Сразу одиннадцать исламских государств потребовали от датского правительства извинений, и даже закрыли свои посольства в Дании. Потом был бойкот датских товаров, постоянные акции протеста в самых разных странах. На одного из авторов даже готовили покушение. И когда об этом стало известно, то остальные датские газеты не нашли ничего лучше, как напечатать новую карикатуру.

Сразу в пяти газетах появился одинаковый рисунок. На нем – опять пророк Мухаммед, с тюрбаном в виде бомбы. Это вызвало новую волну скандалов. Кстати, сам художник, Курт Вестергор, получил множество премий за вклад в свободу средств массовой информации.

Пророка Мухаммеда в покое не оставили. В 2012 вышла карикатура во французском еженедельнике «Шарли Эбдо». На ней Мухаммед изображен голым.

А в испанском журнале «Эль Хуэвэс» подытожили все запреты на изображение исламского пророка вот такой обложкой. На ней в отделе полиции опознают людей. И снизу подпись: «Кто‑нибудь вообще знает, как выглядит Мухаммед?». В каждом из этих случаев дело чуть не дошло до судов, конечно, постоянно находились недовольные. Но не только религиозным фигурам доставалось. Чаще всего на первых полосах высмеивают политиков.

Британский журнал «Экономист» перед 21 декабря 2012 года опубликовал «Краткий путеводитель по аду» — мол, в этом мире и без конца света всё ужасно. На обложке – непосредственно ад, со всеми пороками современного общества. И заодно – несколько политиков. Ким Чен Ын, Ангела Меркель, Муаммар Каддафи и Владимир Путин – все они плавают в раскаленной лаве. Ангеле Меркель почему-то достается от прессе больше всего. В одной из польских газет поместили ее фотографию на обложку с гитлеровскими усами – это был намек на то, что Германия переписывает историю и делает себя пострадавшей во Второй мировой войне. За эту фотографию Германия просила официальных извинений, потребовала удалить ее. Была и фотография Ангелы Меркель в виде жертвы концлагеря. Правда, на эту фотографию никак не отреагировали – немецкие власти просто назвали ее безвкусной.

И в Америке бывают скандальные обложки. Барак Обама, например, попал на первую полосу журнала Newsweek после того, как предложил узаконить гей-браки. Журнал пририсовал ему нимб в цветах радужного флага и сделал подпись «Первый гей-президент».

И, конечно, Владимира Путина в западной прессе постоянно помещают в карикатурные изображения. Последнее было буквально на днях, там Путин предстает в виде заключенного, у которого по всему телу портреты коммунистических идеологов, и подпись «Император Путин».