Право первой ночи для владельцев российского паспорта. По крайней мере, при устройстве на работу. Федеральная миграционная служба решила кардинально изменить процедуру найма иностранных рабочих.
Квоты на гастарбайтеров уйдут в прошлое. И нанять на работу иностранца впредь можно будет только в том случае, если не нашлось желающих в своей стране. В новой инициативе ФМС разбирался наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Свежие идеи о том, как следует организовать найм иностранцев, озвучивал сегодня непосредственно глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. Он предложил использовать европейский опыт. Переложив его на российскую действительность, в ФМС новый механизм видят следующим образом.
Итак, представьте, что вам в вашей компании есть вакансия. Вы ее публикуете в открытых источниках. Рискну предположить, что речь пойдет о специальном сайте, вроде, портала госзакупок. В течение месяца на ваше объявление могут откликнутся только граждане, проживающие в том же регионе. Если через месяц никто не нашелся, вы получаете право нанять человека из другого субъекта. Если в течение еще одного месяца никто не нашелся, тогда уже вы вправе начать поиск за рубежом. Конечно, речь об идее, пока она имеет самые общие черты. Но уже сейчас некоторые моменты выглядят спорно.
Например, месяц поиска работника только в своем регионе. Это может серьезно ограничить социальную мобильность, то есть готовность россиян переезжать в другие регионы для устройства своей жизни. Эта мобильность – важный показатель здоровья экономики, и сейчас он и так на очень низком уровне. Но, можем предположить, что этот пункт исключат, и останется суть – ждешь два месяца и после этого все гастарбайтеры твои. И вот здесь возникает большой вопрос: как повлияет на бизнес такой лаг между потребностью в рабочих руках и возможностью их получить? Если говорить о небольших компаниях, которые чаще всего привлекают малоквалифицированный труд, то они могли бы подстроиться под новую процедуру.
Наталья Ушакова, вице-президент "Опоры России": Для сезонных и временных работ это очень критично, но можно же готовить сани с лета, поэтому, конечно, планировать. Каждый предприниматель как-то планирует свою работу, понятно, что не всегда получается то, что планируешь, но, тем не менее, все равно знает, наверное, ассортимент тех услуг, работ, которые он будет выполнять, мониторит рынок, он его понимает, поэтому он ищет эти кадры.
А вот если мы говорим о квалифицированном труде, то здесь уже наступают сложности. Возьмем, к примеру, ресторанный бизнес. Здесь зачастую заведомо нужны гастарбайтеры. Скажем, если у вас хороший китайский ресторан, то даже если вы будете ждать два года, а не два месяца, вы не найдете в России изготовителя китайских блюд лучше, чем сам китаец. Это значит, что вам просто придется выжидать два месяца, вместо того, чтобы сразу его нанять. Но дело даже не в этом, россияне в ресторанах работать не хотят в принципе.
Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России: К сожалению, именно в городах миллионниках россияне в ресторанном бизнесе практически не работают. Если только работают - на каких-то ключевых постах. А уже на таких, более сложных работах, как повар, на ногах, к сожалению, не работают. Ни россияне, ни москвичи.
Если мы поднимемся еще на ступеньку выше – на уровень высокой квалификации – топ-менеджмент крупных компаний. Здесь о поиске среди россиян зачастую вообще речи не идет.
Павел Плаксин, партнер Ward Howell: Ну, иногда некоторые профессиональные компетенции, навыки, знания нужны такие, которых у российских специалистов просто нет. Например, честно, мы можем взять химическую отрасль, где объективно международные компании ушли намного вперед. Горнорудное дело, где технологии ушли далеко вперед. Можно закупать технологии, но управлять же процессами тоже кто-то должен.
В общем, для того, чтобы этот механизм работал логично нужно в него включить какое-то гигантское количество исключений – тех случаев, когда ждать не надо, а можно сразу искать за рубежом. Иначе это просто превратится в формальную процедуру, которая будет тормозить развития бизнеса. Да и в целом переносить европейский опыт в части иностранной рабочей силы в Россию идея довольно сомнительная. В Европе сейчас очень высокая безработица – более 12%. В таких странах, как Испания и Греция, она и вовсе перевалила за кошмарные 25%. И там, как раз, стоит проблема того, что приезжие отнимают работу у местных. В России же все наоборот. У нас один из самых низких уровней безработицы в Европе. Он самый низкий за последние четверть века. Высокая безработица есть, например, на Северном Кавказе, но не потому что, там все места заняли мигранты – вы их вообще вряд ли там встретите, а потому, что рабочих мест просто нет, развитие регионов низкое. Если же говорить о стране в целом, то гастарбайтеры не отнимают у местных работу, напротив, они берут работу, которую местные выполнять не хотят. И двухмесячный карантин, который предлагает ФМС, вряд ли эффективный способ борьбы с этим нежеланием работать. Хотя надо отдать должное, абсолютно справедливый.