Россиян, находящихся в местах лишения свободы, могут допустить до выборов. Европейский суд по правам человека предлагает изменить 32 статью Конституции РФ, которая отбирает право голоса у заключенных. Европейские судьи решили, что такой «автоматический запрет» нарушает Европейскую конвенцию по правам человека, которая гарантирует право на свободные выборы.
Началось все с того, что иски в ЕСПЧ подавали осужденные на 15 лет россияне Сергей Анчугов и Владимир Гладков. Как сообщает газета «Коммерсантъ», один из них отбывает срок за убийство, воровство и мошенничество. Другой наказан за убийство и грабеж, но был условно досрочно освобожден и сейчас живет в Москве. Истцы пожаловались в ЕСПЧ, что, находясь в местах лишения свободы, не смогли участвовать в парламентских выборах с 2000 по 2008 год. Права голоса они лишены по Конституции, которая, по единогласному мнению европейских судей, нарушает конвенцию по правам человека. Европейский суд настаивал, что «власти России зашли слишком далеко в применении автоматического и неизбирательного запрета». Судей ЕСПЧ не убедили аргументы российских властей о том, что поражение в избирательных правах осужденных является российской традицией более двух веков. Суд также не согласился с тем, что количество отбывающих наказание в России незначительное по сравнению с общим населением. Сейчас в России в местах лишения свободы находятся около миллиона заключенных, если сравнивать с количеством проголосовавших на минувших парламентских выборах, например, за «Единую Россию» – 34,5 миллиона человек, число заключенных, действительно, незначительное. Люди находящиеся под следствием и еще не осужденные все же могут голосовать, о чем сообщил председатель Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражном процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Павел Крашенинников, глава Комитета Госдумы по законодательству: Это все-таки положение конституционное, в Конституции записано. Сложно судить, может ли человек, которого приговорили к 20 годам лишения свободы, голосовать. Сложно. Надо иметь в виду, что если человек находится в СИЗО, до приговора суда он имеет право голосовать. Что касается тех лиц, которые приговорены, мне кажется, надо менять Конституцию и тогда будем обсуждать.
В Минюсте заявили, что решение Европейского суда, скорее всего, будет обжалован. Российский судья ЕврАзЭС Татьяна Нешатаева уверена, что Конституционный суд не вынесет решения против ЕСПЧ и Россия «потихонечку» проведет реформу. Политолог Александр Кынев считает, что в России есть и большие нарушения избирательного права.
Александр Кынев, политолог: Если посмотреть текст законов об остальных гарантиях избирательных прав, у нас, к примеру, существует совершенно безумное ограничение, связанное с избирательными правами лиц, имеющих не то что второе гражданство, даже вид на жительство в любом государстве. У нас есть масса ограничений, связанных с имеющимися в прошлом судимостями, например, для граждан, причем это ограничение появилось весной прошлого года. То есть получилось, что задним числом государство по отдельным составам преступлений ввело, по сути дела, пожизненное наказание в виде запрета куда бы то ни было баллотироваться, причем задним числом и пожизненно. Ограничения, которые касаются огромного количества людей и их негативное влияние на порядок более существенно, чем право голосования у тех лиц, которые находятся в местах лишения свободы.
Право на голосование для заключенных помимо России ограничено в ряде стран – например, в Великобритании, Новой Зеландии, Финляндии.