Сегодня следователи согласились, что проверить произошедшее в колонии необходимо.
В свою очередь, Федеральная служба исполнения наказаний выводы адвокатов опровергает. И на фотографиях, которые родственники Картоева опубликовали в интернете, нет следов насильственной смерти, уверены сотрудники ФСИН. Эти же фотографии изучал сегодня наш корреспондент Петр Рузавин.
Рузавин: С самого начала, как появилась официальная информация о смерти Тархана Картоева от острой сердечной сосудистой недостаточности, родственники с подозрением отнеслись к ней. Умер Картоев 29 июня, стало известно об этом 1 июля. На фотографиях, которые вы сейчас видите, он крайний слева. Родственники, все как один, заявляли о крепком здоровье Тархана. Об этом нам говорил и его отец Уматгири Картоев.
Уматгири Картоев, отец Тархана Картоева: Здоровый человек, на здоровье не жаловался никогда. Звонил три дня раньше, веселый, разговаривал, мол, родители держитесь, ничего, скоро увидимся. А потом тут уже слухи идут о недосдаче в сердце скончался. Не верится, непонятно что-то.
И вот теперь, когда родственники получили тело, они заявили, что всё оно покрыто гематомами, на ногах – следы наручников и ожоги. По этическим причинам мы не станем вам показывать фотографии тела Картоева, которые сделали его родственники. И вот, что говорит его адвокат – Татьяна Окушко.
Татьяна Окушко, адвокат семьи Картоевых: Подали заявление на возбуждение уголовного дела, предоставили фотографии следствию, явно проломлена голова, наручники на ногах. Черные руки полностью у него, потому что… сказали, что это, скорее всего, били по рукам. Этих обстоятельств достаточно для того, чтобы хотя бы возбудить уголовное дело. Я утверждаю, что, может быть, это было сердце, но только от шока, от боли, от пыток. У него все ноги ошпаренные. Практикуется у них кипятком… у родственников был шок. Мы поняли, что это за красные пятна.
Официальный представитель Федеральной службы исполнения наказаний Кристина Белоусова отрицает насильственную смерть Тархана Картоева. Ведомство заявляет, что на теле не синяки, а трупные пятна, а на ногах – следы не наручников, а веревки, которой связывают ноги при транспортировке трупа.
Кристина Белоусова, пресс-секретарь ФСИН: А что там по Картоеву? Я могу даже сразу сказать… Я сейчас полезла в интернет посмотреть, как выглядят трупные пятна. Советую тоже посмотреть. Оно же очевидно даже. Там никаких следов побоев даже нет. След от ноги… может быть, вы не знаете, не было у вас похорон, когда человека отправляют на дальние расстояния, в гроб кладут, ему связывают ноги.
Мы показали фотографии тела Картоева патологоанатому Александру Эдигеру. Он говорит, что официальная версия смерти Картоева не выдерживает никакой критики, и надо срочно провести независимую судмедэкспертизу.
Александр Эдигер, патологоанатом: Нет такого диагноза… это я вам говорю как старый патологоанатом. Это полное фуфло. То, что я здесь вижу, это простите, неубедительно. Единственный выход – немедленно, максимально быстро, такое впечатление, что есть понятие трупных изменений, которые нарастают с каждым часом, - это проведение немедленно в течение нескольких часов независимой судебной медицинской экспертизы.
Собственно, самого Картоева уже похоронили, поэтому надо, по-видимому, ждать лишь результатов собственной медэкспертизы ФСИН, которые она представит в ближайшее время, и вердикта Следственного комитета, который сегодня заявил, что проводит собственное расследование…
Несколько слов о самом Тархане Картоеве – его приговорили к 7 с половиной годам за участие в теракте – взрыве «Невского экспресса» в 2009 году. Тогда погибли 27 человек. Помимо Картоева по делу были осуждены еще 9 человек. Никто из них своей вины не признал, а в июне этого года Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу на приговор по этому делу...