Прямой эфир

Игорь Борисов: Мосгоризбирком может снять Собянина с выборов. Имеет право и основания

Здесь и сейчас
5 039
21:13, 27.06.2013

Предвыборную кампанию Сергея Собянина мы обсудили с нашим гостем – Игорем Борисовым, председателем Совета Российского общественного института избирательного права.

Игорь Борисов: Мосгоризбирком может снять Собянина с выборов. Имеет право и основания

 Макеева: Выборы мэры Москвы в новых условиях – новая история, но, тем не менее, по закону могут ли теперь, например, Собянина снять с выборов? За всю эту историю?  

Борисов: Почему нет? У нас закон один для всех. То есть если нарушены нормы, а у нас четко и в законе об основных гарантиях и кодексе Москвы даны основания для снятия кандидата и отмена регистрации в судебном порядке. При нарушении должно приниматься правовое  решение, и в случае если какие-то будут допущены, то кандидат может быть не допущен к выборам, не зарегистрирован, либо отменена его регистрация в судебном порядке.

Макеева: Это должен такое решение принять Мосгоризбирком? Кто должен?

Борисов: На стадии регистрации Мосгоризбирком. А если будет зарегистрирован, то отмена регистрация идет уже в судебном порядке.

Казнин: А если бы все муниципальные депутаты отдали бы за него свои голоса, например, что бы делали остальные кандидаты?

Борисов: Муниципальный фильтр – система на стадии обкатки. Прошли одни выборы, вводятся поправки, кстати, введена поправка, ограничивающая 5% на сдачи подписей, то есть раньше можно было захватить всех выборных муниципальных лиц и представлять. Сейчас говорят, что должен только на 5% больше сдать. Но возникает вторая проблема, которую мы сейчас ощущаем во время выборов Москвы.  Кандидаты, которые дали подписи в поддержку, а мы понимаем, большинство кандидатов  муниципального уровня, имеется в виду  не кандидаты в депутаты, прошу прощения, оговорился, отдали в его поддержку подписи, и они находятся в стоп-листе. Они даже сами не знают, попадет ли его подпись, которую он даст в Мосгоризбирком до  момента предоставления документов для регистрации. Могут ли они поставить подпись за другого кандидата. Понятно, что он даст только 115, а  вот эти лишние войдут в его в список, и по каким критериям он будет выбирать тех людей, которые подписались. Хочу заметить, что и Общественная палата и моя позиция в данном вопросе касается того, чтобы депутаты могли подписываться за всех кандидатов, предоставляя выбор избирателям. Это муниципальный фильтр, но он должен работать для всех. Этот фильтр не должен забиваться лишними кандидатами. Знаете, кофеварка забивается, даже уже вода не проходит. Сейчас примерно тот же самый процесс происходит.

Макеева: Как за всех кандидатов?

Борисов: З любого, которого он считает достойным участвовать в выборах.

Казнин: За нескольких?

Борисов: Конечно.

Макеева: Это было предложение или это существующая норма?

Борисов: Это предложение, обсуждалось в Общественной палате, моя позиция – я неоднократно высказывал мнение наших специалистов, нашего института, что действительно, если муниципальный депутат считает, что этот достоин, и этот, и этот, он говорит: «Да, я подписываю».

Казнин: Сейчас нет так?

Борисов: Да, сейчас, к сожалению, за одного.

Казнин: Скажите, если б Сергей Собянин собрал подписи всех муниципальных депутатов, то остальные кандидаты не смогли бы участвовать в выборах?

Борисов: Еще раз говорю, сейчас ввели поправу, это после первой обкатки, после октября, что может дать только 115. Сейчас проблема его и штаба отобрать из того списка 115. Кого бы не обидеть.

Макеева: Это получается, - ну, напоминает немного профанацию идеи, но отринем эти мысли, - кажется, нарушением прав самих депутатов. Допустим, все муниципальные депутаты или не все, 80%, хотят отдать свои голоса только за Сергея Собянина. Закон не позволяет это сделать. Это как? Почему?

Борисов: Ну, вот, к сожалению, такая ситуация возникает. И проблема теперь даже не депутатов. Они действительно смотрят отношение предположительно будущего своего руководителя, мэра: поставит он их в основной список или стоп-листе оставит. Дать возможность подписаться за других.

Казнин: Вы сами говорите, что система еще обкатывается, что есть такие странные тупики, конфликты интересов. А как тогда можно, следуя еще необкатанной системе, снимать кого-то с выборов. Или система работает таким странным образом, еще будут поправки, будут изменения, будут находить там ошибки.

Борисов: Это нормальный процесс. Изменения законодательства идут после каждых выборов даже в европейских государствах. С двухсотлетней демократией после каждых выборов проходят поправки. Барак Обама создал специальную комиссию по изменению законодательства. Там демократии… если уже 200 лет Конституции, 300 лет назад выборы начались в парламенты США. Поэтому я считаю, что здесь еще будут эти проблемы. Сейчас мяч на стороне штаба Собянина. Он должен заранее предупредить своих выдвиженцев, которые из муниципальных советов, кого он включил в свой список, а который имеет право поддержать какие-то другие кандидатуры, свободные в своих обязательствах.

Казнин: Как вообще так получилось, что 250 подписей? Они же понимали, что есть ограничения. Штаб же понимал, что есть в законе эта норма, поправка.

Борисов: У нас очень сжатая компания, процессы идут параллельно. И каждый штаб сбора подписей избирателей идут параллельно. Они даже не знают, сколько собрали. Это подводится, я думаю, с опозданием на сутки. Они объявляют цифры, как избиратели подписывают. Пока они сводят, привозят, фильтруют, причем каждого еще проверяют на качество этой подписи, там должны соблюдаться жесткие условия законодательства. В итоге они все суммируют, получается такой процесс. Каждому дано задание: направленцу…, я думаю, штаб работает по системе, как это обычно работает – региональная сетка: каждый отвечает за округ, какой-то направленец там собирается, там. Это все собирается, в итоге получается какая-то цифра.

Казнин: То есть те, кто в стоп-листе останутся не смогут сейчас на данном моменте ни за кого больше голосовать?

Борисов: До момента сдачи подписей в Мосгоризбирком. Он подается… Кандидат подписывается в одном листе, нотариально заверенном. Он собирает 115 листочков, и перечень 115 фамилий, а может 114 или 110 сделает тех, которые за него подписались. А все остальные свободны в праве дальнейшего выбора.

Макеева: Вряд ли можно предположить, что, например, 10 июля будут сдавать эти подписи, потому что еще нужно подписи проверять, и у Могоризбиркома должно быть на это время. Поэтому и  у депутатов останется время, чтобы отдать голоса за кого-то еще.

Борисов: Предельный срок, вы правильно сказали, - 10 июля.  По закону.

Макеева: В принципе, Собянин по закону может прийти только 10 июля сдавать подписи. Это будет интересный сюжет.

Борисов: Если даже точнее, это время для выдвижения – до 10-го. А подписи как избирателей, они в пакете идут с подписями депутатов – до 11 июля 18 часов московского времени, естественно.