Смертницей, подорвавшей себя сегодня в полдень возле здания МВД Дагестана, оказалась жительница Махачкалы Мадина Алиева. Так утверждает, пока неофициально, источник «Интерфакса» в дагестанской полиции. Он также рассказал, что Алиева дважды была замужем, и оба ее мужа погибли во время операций против участников вооруженного подполья. Две недели назад ее родители сообщили, что Алиева ушла из дома.
По последним данным, при взрыве пострадали 12 человек. Как сообщает «Интерфакс», МЧС отправляет в Махачкалу самолет, который должен забрать четырех пострадавших и привезти их на лечение в Москву.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело по четрыем статьям: «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», «Покушение на убийство двух или более лиц общеопасным способом», «Незаконный оборот оружия» и «Незаконное изготовление взрывного устройства».
В пресс-службе МВД говорят, что личность смертника не установлена, но источник «Интерфаксу» в правоохранительных органах говорит, что это могла сделать Мадина Алиева, которая считалась пропавшей без вести последние две недели. «По оперативным данным, она просто перешла на нелегальное положение, были даже сведения, что она собирается стать смертницей», – утверждает источник. Первого ее мужа убили в 2009 году, второго – летом 2012 года. Она тогда тоже находилась в доме, где укрывались боевики, но вышла оттуда с другими женщинами и двумя своими детьми.
Журналист Максим Шевченко считает, что здесь речь идет о религиозном подполье.
Максим Шевченко, журналист: Взрыв женщины в первом приближении – это взрыв, имеющий отношение к сектантским группам, которые считают вправе для себя посылать женщин или мужчин взрываться около органов власти. Это имеет отношение к сектантским сегментам бандподполья. Но я при этом не исключаю, что за бандподпольем могут стоять криминальные группы, которые вполне респектабельны, живут себе в Москве, Куршевели.
Директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев рассказал нам, что в общем в Махачкале сейчас довольно спокойно, взрыв – это не что-то новое для города. По его словам, сегодняшний случай доказывает, что власти работают только над точечным уничтожением радикалов.
Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа: В большинстве случаев используются именно женщины, потому что они меньше обыскиваются, меньше привлекают к себе внимание. Жаль, что молодые люди и с той, и с этой стороны погибают, в этом проблема. Эти девушки тоже в большинстве своем молодые, несчастные девушки, которые оказались в силу такой жизненной ситуации в такой среде наедине со своими проблемами. Это еще раз говорит о том, что ни у федерального центра, ни у регионов нет четкой схемы, как выйти из ситуации. Эти люди нуждаются в соответствующей реабилитации, с ними должны работать люди. Эти службы у нас никак не функционируют.
Сегодняшний теракт можно назвать типичным для Дагестана. Предыдущий тоже чаще всего совершали вдовы: так было и в Москве в 2010 году, когда взрывали метро. буквально 10 минут назад стало известно, что смертница взорвала себя с помощью пояса, как происходило раньше.