Уникальный случай – прокуратура и Минюст разошлись во мнениях, считать ли правозащитную организацию «Комитет против пыток» иностранным агентом.
Минюст проверял «Комитет против пыток» с 29 апреля по 17 мая и обнаружил несколько незначительных нарушений, с которыми в организации согласились. Например, НКО поменяла адрес отделения в Чечне и не уведомила об этом министерство в трехдневный срок.
Но самое главное, что никаких признаков иностранного агента проверка не выявила. Минюст признал, что политической деятельностью на иностранные деньги правозащитники не занимаются. Этот вывод противоречит апрельской проверке нижегородской прокуратуры. По ее итогам получалось, что сотрудники «Комитета» участвовали в неких публичных акциях, которые могут быть признаны политической деятельностью. Вывод был такой: или прекращайте приходить на эти акции или вставайте на учет в качестве иностранного агента. О каких конкретно мероприятиях идет речь в ведомстве, так пояснить и не смогли. И вообще прокуратуры в разных регионах находят у отделений одного и того же «Комитета против пыток» совершенно разные нарушения. Например, нарушение закона о персональных данных или вообще сообщают, что НКО не имеет права принимать заявления от пострадавших граждан. Разницу выводов Минюста и прокуратуры в самом «Комитете против пыток» объясняют очень легко.
Минюст, напомню, пока требует признать иностранным агентом лишь одну организацию – ассоциацию «Голос» и собирается ликвидировать ее через суд. В «Голосе» к такому развитию ситуации готовы и планируют зарегистрировать новую НКО или работать через партнеров.