Монополия «Газпрома» трещит по швам: правительство уже в ближайшее время может разрешить независимым производителям самостоятельно экспортировать сжиженный газ. На сегодняшний день продавать российский газ за границу может только «Газпром».
Отмену монополии «Газпрома» на экспорт еще с осени 2012 года начали активно лоббировать два главных конкурента концерна – «Новатэк» и «Роснефть». Эту идею даже осторожно поддержал президент Владимир Путин. Однако к весне правительство и независимые производители газа пришли к патовой ситуации. Власти говорили, что не позволят им самостоятельно экспортировать газ, пока не увидят договоры с покупателями. А компании не могли ни о чем договориться с партнерами, пока не докажут им, что имеют право этот газ экспортировать. Гордиев узел, похоже, удалось разрубить компании Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко «Новатэк». «Интерфакс» со ссылкой на источники сообщил, что крупнейший после «Газпрома» производитель газа подписал соглашения с BP о поставках сжиженного природного газа со своих месторождений на Ямале.
Речь идет о проекте «Ямал СПГ». Это довольно громкий проект по разработке одного из крупнейших газовых месторождений в России – Южно-Тамбейского, которое хранит в себе около полутриллиона кубометров газа. Здесь будет пробурено около 200 скважен. Тут же построен завод по сжижению газа, а в ближайшем поселке Сабетта – порт для гигантских танкеров , которые будут перевозить сжиженный газ. При этом зимой, когда Арктика во льдах, предполагается отправлять танкеры на запад, в Европу. А летом, когда свободен северный морской путь, в Азию. В общей сложности, только отсюда можно экспортировать более 15 миллионов кубометров СПГ. Ровно столько сейчас продает за рубеж «Газпром» с единственного завода СПГ в России, который работает на Сахалине. То есть «Новатэк» только за счет одного этого проекта сравняется с «Газпромом» по экспорту.
Впрочем, его еще предстоит реализовать. Пока что на Ямале все в начальной стадии. Закончилась разведка, начато строительство порта, приехали первые буровые установки. Но, в общей сложности, на весь проект понадобятся колоссальные деньги – около 1 триллиона рублей, то есть более 30 миллиардов долларов. Таких денег у самого «Новатэка», конечно, нет. Их можно занять под залог будущих поставок газа. Для этого нужны контракты (они уже есть) и право на экспорт. И вот его еще предстоит получить.
Сегодня Леонид Михельсон заявил, что до конца июня в правительство будут переданы все необходимые документы. И тогда правительство, наконец, сможет начать думать над поправками в законодательство, которые бы отменили монополию «Газпрома» на экспорт. Впрочем, курирющий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович сказал, что отменять ее будут не абы как, а с учетом конкретных контрактов. То есть, по сути, в законодательстве предполагается прописать, кто, кому и сколько может экспортировать газа. Каким образом будет решена эта непростая для юридического языка задача, еще предстоит увидеть. В любом случае, раньше осени принятие этих поправок вряд ли стоит ожидать. Впрочем, если свои договоры об экспорте заключит «Роснефть», которая активно наращивает собственную добычу газа, то можно ожидать, что влиятельный Игорь Сечин поторопит правительство и депутатов. Однако полной отмены монополии «Газпрома» все-таки ждать не стоит. Трубу газовый гигант все равно никому не отдаст.
Но, если все пойдет удачно для независимых газовиков, первые поставки на Ямале начнутся не раньше, чем через три года. Значит, у «Газпрома» есть еще время подумать над тем, как вести свой бизнес в малознакомых для себя условиях конкуренции.