Сообщение о том, что в Лондоне зарезали человека и это считается терактом, звучит как минимум странно. Однако то, что произошло накануне в британской столице среди бела дня, и было терактом.
И двух молодых мужчин, зарезавших или даже, как пишут некоторые британские газеты, освежевавших случайно встреченного на улице солдата, вся мировая пресса без сомнений называет террористами. У каждого в руках был нож. У одного мачете, у другого – нож для резки мясных костей. И 20 минут, которые прошли до приезда полиции, эти люди сначала убивали человека, а потом объясняли прохожим, зачем это сделали. В том числе и на камеру.
Это произошло не то чтобы в центре Лондона – но, скажем так, в пределах Третьего кольца, если использовать московские аналогии. В районе Вулвич, на юго-востоке британской столицы. С места событий эти двое скрыться не пытались, а спокойно, демонстрируя уверенное лондонское произношение, объясняли: никогда вам, лондонцы, не будет покоя, пока британские солдаты воюют с мусульманами где-то в других странах. Надо бы вам, лондонцы, избавиться от своего правительства, ведь не Дэвид Кэмерон встретит в следующий раз на улице одного из нас. Это будет ваша сестра или ваша дочь… А потом приехала полиция. Эти двое делали им навстречу какие-то угрожающие движения. В итоге женщина-полицейский начала стрелять. Оба террориста были ранены и находятся в больнице под охраной.
Называется имя только одного задержанного. Это 28-летний Майкл Адеболаджо (судя по имени – нигерийского происхождения). Майкл был студентом университета Гринвича, вырос в набожной христианской семье, и именно во время учебы в университете в начале нулевых решил перейти в ислам. Кстати, студенческий кампус, в котором проживал подозреваемый, находится буквально в 3-4 милях от места происшествия. О личностях нападавших пока известно не так много, несмотря на то, что их портреты видел весь мир.
Многие люди, которые в тот день проходили по улице, вообще не поняли, что происходит. Ингрид Лоу Кеннет, 48 лет, не только поняла, но даже специально выскочила из автобуса, чтобы успокоить нападавшего. «Я, – объясняла она впоследствии журналистам, – сначала решила, что это дорожная авария, но когда увидела мясницкий нож, окровавленный нож, поняла, что что-то не так. И что нужно обязательно нужно поговорить с этим человеком, чтобы он не перерезал всех вокруг». У Ингрид двое детей.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон прервал свой визит во Францию после этого происшествия.
После убийства на месте резни стали собираться члены крайне правой Лиги защиты Великобритании. Их активность в социальных сетях возросла в разы. The Telegraph пишет, что призывы к возмездию получили более миллиона «лайков». Полиция предотвратила нападения на две мечети, расположенные в графствах Эссекс и Кент, организаторы нападений арестованы. В самом Вуличе демонстрация правых из 100 человек была разогнана, в ответ полицейские были атакованы петардами и бутылками; на ближайшие дни намечен марш протеста против действий исламистов. На утреннем заседании комитета КОБРА даже поднимался вопрос о запрете военнослужащим носить форму в свободное от службы время, но премьер Кэмерон отрезал: «Мы не должны показать, что нами овладел страх». Королева Елизавета II, которая по расписанию должна нанести через неделю визит в вуличские казармы, выражает глубокую скорбь по поводу случившегося. Но от визита не откажется, сообщает пресс-служба Букингемского дворца.