Прямой эфир

Российскую авиацию спасут иностранные пилоты

Здесь и сейчас
1 593
22:38, 03.05.2013

Сегодня утром в Домодедово вынужденно сел Boing-757, летевший из Екатеринбурга в Анталию. На борту сработали кислородные маски, которые обычно выпадают в случае разгерметизации кабины. 

Российскую авиацию спасут иностранные пилоты

Как позже сообщили, у самолета возникла проблема с системой наддува, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку. На борту находилось 254 человека. После осмотра самолета техническими службами самолет вылетел по запланированному маршруту. О сегодняшнем инциденте и о состоянии российского авиапарка в целом мы говорим с главой аналитической службы AviaPort.ru Олегом Пантелеевым. 

Кремер: Что означает эта формулировка «проблемы с системой наддува»? Насколько это частая поломка для российского парка?

Пантелеев: Не стоит различать в данном случае российский парк  и парк международный, но это поломка системы наддува, что значит, что один из датчиков, который контролирует давление в магистральных подводящих  воздух, вдруг выдал сигнал неисправности, сигнал тревоги. Если происходит значительная потеря давления, сокращается наддув, это действительно может рассматриваться как серьезная проблема, но в подавляющем большинстве случаев дело оборачивается при проверке обнаруженным неисправным датчиком, а не проблемой в самой системе. Сама по себе эта система обеспечивает наддув воздуха для того, чтобы во время полета на вы соте даже 10 км давление было приемлемым для нормального дыхания.

Лобков: Говорят, что самолеты-чартеры – это переделанные, подкрашенные, очень старые машины, которые достались подешевке, и они небезопасны. Сейчас как раз начинается курортный сезон, многие улетают в теплые страны на таких самолетах. Правда это или нет?

Пантелеев: Это не является достоверной информацией. Понятно, что во всем мировом парке можно найти какое-то количество самолетов, выполняющих полеты по чартерным маршрутам и не первой свежести, однако возраст самолета не влияет на безопасность полета. Если за самолетом авиакомпания ухаживает, обслуживает должным образом, проводит регулярную проверку и получает разрешительные документы от авиационных властей, значит, опасаться такого самолета нет никакого смысла, даже если он выпущен 30 лет назад. Сегодня авиапарк российских авиакомпаний, выполняющих полеты на чартерах, значительно помолодел. Сегодня большая часть российских авиакомпаний выполняет полеты одновременно и на регулярных, и на чартерных рейсах и используют для этого одни и те же борта.

Лобков:  Некоторое время Домодедово лихорадило из-за того, что воздушные коридоры закрывались из-за репетиций парада, полетов истребителей. Действительно ли у нас так мало воздушных коридоров, что два или три истребителя могут серьезно повлиять на график пассажирских перевозок?

Пантелеев:  Действительно, это очень большая проблема. Во-первых, пролет истребителей требует, чтобы  воздушное пространство закрыли в каком-то  определенном месте не на 5-7 минут, закрытие носит достаточно длительный характер. Во-вторых, у нас, к сожалению, вокруг Москвы очень сильно перегружено  воздушное пространство. Решить эту проблему отчасти можно было бы, если бы разрешили полеты над Москвой не только для самолетов, репетирующих Парад Победы, но и для гражданских воздушных судов, тогда пространство для маневра было бы гораздо больше. Сейчас же с подобными неудобствами приходится мириться, но в любом случае аэропорт, хоть и работал в эти минуты с перегрузкой, уже хотя бы к вечеру полностью вернулся в нормальный график.

Кремер: Какие  шансы, что полеты над Москвой будут разрешены?

Пантелеев: Я уверен, что рано или поздно  это произойдет. Сейчас сопротивляется в большей степени столичное правительство. Если детально изучить мировой опыт, то над всеми крупными мировыми столицами разрешены полеты. Есть ограничения для шумных самолетов, в том числе по времени полета-вылета, есть ограничения по минимальной высоте, как правило, это порядка полутора километров. Я уверен, что рано или поздно столичные власти придут к тому, чтобы разрешить такие полеты, или чтобы все согласования со столичными властями будут получены.

Кремер: Если говорить о слабых местах российского авиапарка, какое самое слабое, опасное место вы видите?

Пантелеев: Я бы не стал говорить, что у отечественного авиапарка были очень серьезные проблемы. Надо отдать должное авиакомпаниям за предыдущие пять лет, они очень сильно обновили и омолодили парк, заметно повысили его топливную эффективность. Проблемной по-прежнему остается ситуация в сфере региональных и местных  перевозок. Лишь потихонечку ситуация там сдвигается с мертвой точки. Но, к сожалению, самолеты Ан-2 до сих пор  не получили достойной замены. Если говорить о проблемах гражданской авиации чуть шире, можно отметить, что очень сильно не хватает персонала, в первую очередь,  командиров воздушных судов. В связи с этим есть необходимость и увеличить подготовку курсантов наших учебных заведений в летных училищах, и разрешить прием на работу отечественным авиакомпаниям нерезидентов Российской  Федерации.

Кремер: Самая большая опасность исходит от человеческого фактора, на ваш взгляд?

Пантелеев: Конечно,  самая большая опасность – человеческий фактор, но еще большая проблема -  это то, что о гражданской авиации многие наши сограждане думают гораздо хуже, чем она есть на самом деле.