Соответствующий проект постановления будет внесен в Госдуму именно коммунистами, лидеры которых в 1991 и 1993 году провели по нескольку месяцев в Лефортово и Матросской тишине примерно за то же – за подготовку насильственной смены режима и были оба раза амнистированы Борисом Ельциным до суда.
К круглой дате, 20-летию новой Госдумы, члены КПРФ Анатолий Локоть и Борис Кашин предлагают Владимиру Путину изящное решение – проявить милосердие, подобно предшественнику, и отвести от себя огонь критики либеральной общественности. Поддержат ли другие фракции политическую амнистию, и какой может быть реакция президента – прогнозирует Антон Желнов.
Желнов: Амнистировать фигурантов «Болотного дела» неожиданно предложили депутаты КПРФ Борис Кашин и Анатолий Локоть, сообщив, что текст постановления уже готов.
Свой документ они приурочили к 20‑летию Госдумы. «Есть определенная практика, когда не начатые дела прекращаются, а люди уже по начатым делам амнистируются», - объясняет Локоть. Так, авторы будущего законопроекта предлагают не только освободить от наказания 28 человек, но и прекратить возбуждение уголовных дел в отношении других участников событий 6 мая. Вчера «болотный» список пополнился еще одной фамилией. Это Алексей Гаскаров. Сегодня Басманный суд санкционировал его арест до 28 июня, удовлетворив ходатайство Следственного комитета.
Борис Кашин, депутат Госдумы от КПРФ: Я хочу вспомнить прямую линию нашего президента Путина, где он нашел добрые слова для многих. И для Чубайса, который в окружении агентов ЦРУ делил нашу собственность, и для «Оборонсервиса», и уж тем более для министров недееспособных, например, министра Ливанова. Он не вспомнил эту ситуацию, заложниками которой оказалось все наше общество. Это ситуация, когда власть пытается закручивать гайки там, где это очень опасно. Я имею в виду все события, связанные с 6 мая, прежде всего, с выборами, в первую очередь, с выборами в Госдуму, где было допущено масса грубейших нарушений законодательства, что и породило все эти события и протест.
По словам депутата «Единой России» Бориса Резника, он готов поддержать законопроект об амнистии, так как участники «Болотного» дела наказание уже понесли.
Борис Резник, депутат Госдумы от «Единой России»: Наверное, люди уже наказаны. На мой взгляд, доказаны вполне достаточно, они находятся не на свободе, им грозят довольно серьезные сроки. Они должны делать выводы, что власть нельзя трогать руками и бить камнями и палками, туалеты опрокидывать. Это делать нельзя. Поэтому я думаю, что вполне возможно проявить милосердие к ним.
С Резником не согласен его коллега‑единоросс Дмитрий Вяткин. Подобное предложение он назвал «торговлей правосудием», в качестве шутки предложив устроить амнистию депутатам, в отношении которых в разное время были возбуждены уголовные дела.
Дмитрий Вяткин, депутат Госдумы от «Единой России»: Честно скажу, разговаривать пока не о чем. Если мы сейчас начнем вносить акты амнистии по любому поводу, это, простите меня, будет торговля правосудием, или как это можно назвать? Я понимаю, амнистия ветеранов войны в честь юбилея Победы – вот это я понимаю, но именно ветеранов войны, тех, кто воевал. Что и было, кстати, сделано. Не всех подряд, а тех, кто воевал. Вот тех амнистировали к юбилею Победы. А здесь-то, собственно говоря, какой повод? Тогда логично было бы, к примеру, депутатов, которые подвергнуты уголовному преследованию, уже наказывать, амнистировать. Чисто теоретически.
Процедура прохождения текста постановления Кашина и Локотя в Госдуму следующая. После майских праздников текст должен изучить профильный думский комитет – в данном случае это Комитет по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству, возглавляемый Павлов Крашенинниковым, ‑ а затем законопроект, в случае положительного решения, поступит на рассмотрение палаты.
По словам Борис Кашина, процесс может затянуть профильный комитет. «Предложения по амнистиям могут висеть слишком долго», ‑ сказал он «Дождю». Как пояснил нам главам совета по правам человека Михаил Федотов, амнистия может быть объявлена постановлением Госдумы, подписи президента в данном случае не требуется.
Для амнистии не имеет значения, осужден человек или нет. Не имеет значение и признание вины, разъяснил Федотов. Одна из последних больших амнистий – 2006 года. Тогда были освобождены те, кто в период контртеррористических операций совершал преступления на Северном Кавказе. В 1994 году было объявлено о политической и экономической амнистии участников событий 1991 и 1993 гг.