Прямой эфир

После правозащитников пошли по социологам. Что ищут прокуроры в «Левада-центре»

Здесь и сейчас
1 099
13:20, 24.04.2013

Положение правозащитников резко ухудшилось за год, который Владимир Путин провел на посту президента. Такова ключевая мысль свежего отчета международной организации Human Rights Watch.

После правозащитников пошли по социологам. Что ищут прокуроры в «Левада-центре»

Широкомасштабную волну проверок в некоммерческих организациях Human Rights Watch называет акцией устрашения, цель которой – выставить критиков власти в роли врагов государства и заставить их нарушать закон. Об этом в докладе говорит руководитель направления Европы и Азии Хью Уильямсон. Далее он напоминает о драконовских штрафах, которым могут быть подвергнуты так называемые иностранные агенты. Также в докладе упоминается изгнание из России американских организаций и ужесточение закона об измене Родине. «Правительство утверждает, что все эти действия – просто рутина, но очевидно, что это не так», - сказал Хью Уильямсон, - «кампания беспрецедентна по своему масштабу и направлена на устрашение общественных деятелей».

А тем временем прокурорские проверки продолжаются, и сегодня ровно в 11:00 прокуроры и сотрудники Минюста пришли по новому адресу. На этот раз они наведались не к правозащитникам, а к социологам. От «Левады-центра» требуют не только информацию о зарубежных грантах, но и материалы всех исследований и даже материалы в прессе, где упоминался центр. Одновременно стало известно о проверке в фонде «Индем» Георгия Сатарова.

Социологическую службу «Левада-центр», зарегистрированную как автономная некоммерческая организация, прокуроры сейчас проверяют на предмет нарушения закона об НКО – иностранных агентах. Проверяющие изучают устав организации, всю финансовую отчетность за последние три года, а также тексты публикаций и все выступления социологов на радио и по телевидению. Особенно интересуются прокуроры иностранными грантами и тем, от кого и когда они были получены. «Левада» зарабатывает маркетинговыми исследованиями, иностранные гранты составляют очень небольшую, меньше 3%, долю в бюджете. Выясняют проверяющие и то, какой политической деятельностью занимается компания. Как сообщил замдиректора центра Алексей Гражданкин, они с 1988 года занимаются только социологическими исследованиями, а не политической деятельностью.

Алексей Гражданкин, заместитель директора «Левада-центра»: …Показать бумаги, показать какие-то документы, указать источник финансирования. В общем те, которые требуются по распоряжению Генерального прокурора  и согласно которому проводятся проверки всех некоммерческих организаций, которые, значит, как-то получают. Насколько я понимаю, если она выбрана из общего списка, получали какие-то заказы из-за рубежа, или какие-то финансы.

Гражданкин уверен, что в список подлежащих проверке НКО «Левада-центр» попал не по политическим, а по формальным причинам — как получающий иностранное финансирование, кроме того, центр сотрудничает с некоторыми НКО, к которым уже пришли с проверкой, например с «Мемориалом». Проверяют в данный момент и фонд политических исследований «Индем», подтвердил «Интерфаксу» президент фонда Георгий Сатаров. Накануне он писал об этом в своем фейсбуке.

Определение политической деятельности в законе об НКО не позволяет сделать однозначный вывод, занимаются ли социологи политической деятельностью или нет. Поэтому ждут новых проверок и в других НКО, занимающихся социсследованиями. Например, При ВЦИОМе есть некоммерческий фонд содействия изучению общественного мнения, его президент Александр Ослон рассказал, что грантов они давно не получали, но с проверкой все же могут прийти.

Александр Ослон, президент фонда «Общественное мнение»: Конечно, могут прийти и проверить. Но там есть два момента. Первое – это зарубежные гранты. А второе – это политическая деятельность. Очень давно не было. По-моему, последний грант был в 95-м году. Есть гранты? Грантов нет. Занимаемся ли мы политической деятельностью? Это большой вопрос, в зависимости от того, кто чего понимает под этим понятием. Мы считаем, что мы занимаемся исследованиями, кто-то может считать иначе. Вот в этом месте есть туманное.

Проверки в связи с новым законом об НКО ведутся с марта этого года. Первой из организаций, обвиненной в нарушении этого закона стала ассоциация «Голос», которая теперь уже незаконно получает иностранное финансирование своих проектов.