Американский Госдепартамент осуждает власти России за реакцию на публикацию «списка Магнитского». В Госдепе ее назвали «актом возмездия», который был совершен по принципу «око за око».
Действительно, так совпало, что узники Гуантанамо устроили бунт сразу после того, как про них вспомнил российский МИД.
Заключенные закрыли камеры видеонаблюдения своей одеждой, а когда тюремщики вошли в их блок, набросились на них и стали наносили удары «подручными средствами». Охранникам пришлось отстреливаться резиновыми пулями. Ни с той, ни другой стороны никто серьезно не пострадал, об этом передает Ассошиейтед пресс. Инцидент произошел в том самом отсеке, где еще в феврале заключенные объявили голодовку. Они требуют скорейшего разрешения своей судьбы. Более десяти лет назад захваченные в плен в Афганистане моджахеды находятся на военной базе США, и до сих пор непонятно, когда и где их, наконец, начнут судить.
Закрыть базу обещал Барак Обама, еще когда первый раз баллотировался в президенты, то есть в 2008 году, но с тех пор ничего не изменилось. Эта база – наверное, главный повод для критики Америки. И российские власти очень любят напоминать о ней как о вопиющем нарушении прав человека. Кстати, первый вариант названия списка, который был подготовлен в ответ на акт Магнитского, так и предлагалось назвать – законом Гуантаномо.
Но в итоге, среди 18 человек, фамилии которых вчера обнародовал МИД России, лишь четверо принадлежат военным, имеющим отношение к Гуантанамо. Причем контр-адмирал ВМС США Джеффри Харбесон еще в прошлом декабре отказали в российской визе. Остальные 14 человек – это те, кто имели отношение к отправке в тюрьму россиян Виктора Бута и Константина Ярошенко. Их в США приговорили к длительным сроком за торговлю оружием. В Москве всегда говорили, что и Бут, и Ярошенко были задержаны незаконно.
Именно с Бутом и Ярошенко может быть связан запрет на въезд в Россию футбольного функционера из ФИФА Майкла Гарсия. Он возглавляет следственную комиссию комитета ФИФА по этике.
До прошлого июня он был федеральным прокурором по южному округа штата Нью Йорк. Он занимался делами Бута и Ярошенко, а до этого скандальным расследованием дела Бэнк оф Нью Йорк, в котором, как считалось, отмывали российские деньги.
Сейчас, как считает спортивный комментатор Владимир Стогниенко, этот внешнеполитический шаг никак не отразится на отношениях России и ФИФА.
Владимир Стогниенко, спортивный комментатор: Я вчера посмотрел его биографию, я думаю, это просто случайное совпадение. С ФИФА конкретно у нас отношения, по-моему, нормальные. Я не думаю, что мы будем портить отношения с ФИФА, ФИФА будет портить отношения с нами. Я просто подробности разработки этого списка не знаю, но мне кажется, при его составлении не разобрались, чем он сейчас занимается.
Официально ответный список Москвы Госдеп не комментирует. А жесткие слова о «возмездии» и принципе «око за «око» – это комментарии анонимных представителей внешнеполитического ведомства США. «Правильной реакцией со стороны России на негодование международного сообщества по поводу гибели Сергея Магнитского было бы проведение должного расследования и привлечение виновных в его смерти к ответственности, а не действие по принципу око за око».
Уже сегодня эта мысль может быть высказана официально. Начинается визит в Москву советника президента США по национальной безопасности Тома Донилона. СМИ сообщали, что он привез некое послание Владимиру Путину с предложением продолжить перезагрузку и не портить дальше отношения между двумя странами. Главный переговорщик по этой теме со стороны России – это глава Совбеза, бывший директор ФСБ Николай Патрушев. С ним Донилон начнет переговоры уже сегодня. Правда, глава комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков уверен, что ничего хорошего от визита Донилона ждать не следует.
Алексей Пушков, комитет Госдумы по международным делам: В сухом остатке мы получаем постоянное ухудшение атмосферы в американо-российских отношениях. Я думаю, что «перезагрузка», которая уже находилась в кризисе последний год, окончательно похоронена законом Магнитского. Публикация этих 18 имен создает негативную динамику в российско-американских отношениях, то есть они усложняются, становятся хуже в результате появления этого списка, кроме того, США уже признали, что есть и закрытый список, в который, по всей вероятности, включены заметные фигуры.
А в закрытый список, напомним, включен, в частности, Рамзан Кадыров. Об это накануне писала газета New York Times.
Сегодня же стало известно о реакции еще одного фигуранта российского списка – Джона Ю, который в начале 2000-х работал в министерстве юстиции США и готовил юридические обоснования для содержания пленных на базе Гуантанамо. Изданию Daily Beast он заявил: «плакала дача в Сочи, о которой мечтала жена». А в интервью New York Times он пошутил по-другому: «К чертям летит мой поединок по дзюдо с Путиным».