«Список робкий, в нем больше пробелов, чем имен», - так отреагировал на появление итоговой версии «списка Магнитского» конгрессмен Джеймс Макговерн. Имен статусных российских чиновников в документе не оказалось. Впрочем, это только в открытой части списка. Как утверждают американские СМИ, закрытую часть возглавил руководитель Чечни Рамзан Кадыров. Россия тоже успела подготовить свой ответ.
«Список Магнитского» оказался куда скромнее, чем предполагали многие эксперты. В открытую часть списка вошли всего 18 фамилий. И среди них – ни одного высокопоставленного российского чиновника. Причастными к гибели Сергея Магнитского в США посчитали только тех, кто непосредственно был связан с делом юриста Hermitage Capital. Например, это замруководителя управления по борьбе с налоговыми преступлениями Артем Кузнецов. Именно он вел расследование дела Магнитского. Кроме того, в список вошли Ольга Степанова и Елена Химина, которые руководили налоговыми инспекциями номер 28 и 25. Именно оттуда, как утверждают коллеги Магнитского, были похищены миллиарды, о которых сам юрист говорил в своем расследовании. Помимо людей, связанных с делом Магнитского, в американском «черном списке» оказались бывший сотрудник полиции Леча Богатырев, который, возможно, был причастен к убийству бывшего охранника Рамзана Кадырова, а также Казбек Дукузов. Его обвиняют в убийстве журналиста Пола Хлебникова. Вот и Россия – ответила симметрично. В российский «антимагнитский список» предсказуемо попали сенаторы Малколм Смит, Бенжамин Кардин и конгрессмен Джеймс Макговерн. Эти имена в интервью «Коммерсанту» назвал глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. Все эти амеркианские законодатели активно выступали за введение санкций против отечественных чиновников. Войны «черных списков» на этот раз не получилось, и Россия этим явно разочарована. Так считает политолог Михаил Виноградов.
Михаил Виноградов, политолог: Расчеты, которые были в Москве на то, что дадут повод сказать, что они ударили первыми, мы начинаем конфронтацию, пока эти расчеты не оправдались. Список носит технический характер и не содержит той энергетики, того потенциала, который от него все ожидали.
Впрочем, не все может быть настолько очевидно. Например, газета New York TImes утверждает, что закрытая часть американского «списка Магнитского» все-таки есть, и возглавляет ее глава Чечни Рамзан Кадыров. За расширение списка выступает и конгрессмен Джеймс Макговерн, который уже предлагал включить в него главу ЦИК Владимира Чурова, а также главу СК Александра Бастрыкина. Нынешний вариант Макговерн называет «робким». «В нем больше пробелов, чем имен», пишет конгрессмен на своем официальном сайте. Не исключено, что непубличная часть может появиться и в российском «черном списке». Ранее сообщалось, что туда войдут около ста американцев. Но пока – озвучены только три имени. Обострение отношений между странами возможно только на уровне риторики – в реальности ни Россия, ни США не собираются идти на конфронтацию, считает политолог Дмитрий Травин.
Дмитрий Травин, политолог: Я думаю, для самых высокопоставленных чиновников эта история не закончится проблемами, потому что я не верю в то, чтобы американцы действительно хотели ущучить российских лидеров. Но американцы, конечно, должны реагировать на мнение общественности, постепенно вырабатывается определенный компромисс между желанием показать, что мы крутые и мы этим русским покажем, и нежеланием идти на серьезный конфликт. Так и появляются в списке самые второстепенные персоны, которых, так сказать, не жалко.