Когда Константин Лебедев дал признательные показания? Почему он это сделал? Кто записывал на скрытую камеру тот злополучный разговор в Минске? Ответы искал Илья Васюнин.
Константин Лебедев – самый загадочный фигурант «Анатомии протеста», в один момент стал главным антигероем российской оппозиции. Генпрокуратура на прошлой неделе объявила: дело Лебедева будут слушать в особом порядке. Он признал свою вину. И доказывать следствию ничего не придется. А сам Лебедев теперь получит не больше двух третей от максимального срока. По его статье – организация массовых беспорядков – это десять лет лишения свободы.
Полина, девушка Лебедева, говорит, о самих беспорядках на Болотной Константин узнал уже задним числом и руководить ничем не мог.
Сам факт массовых беспорядков на Болотной еще нужно доказать, считают многие юристы. За такое признание осужденному Максиму Лузянину тоже достался ярлык «засланный казачок». Лебедев же не просто признал беспорядки, а еще и зарубежное финансирование. То есть, грузинское. В общем, сам он как будто только что вышел из пропагандистских фильмов на федеральном телевидении.
Теперь в среде активистов говорят, что Лебедев и в интернете из «Лефоротово» сидел, и деньги из заграницы возил чемоданами, и в итоге отправился под домашний арест. В общем, притворялся оранжевым революционером, а оказался тайным агентом госбезопасности.
В 1999 году Лебедев вступил в Рабочую коммунистическую партию. А уже в 2001 пошел работать пресс-секретарем в «Идущие вместе». Движение топило в унитазах Сорокина и отправляло на Запад Маркса.
В 2004 Лебедев уже на Майдане вместе с оранжевой революцией. Потом с движением «Смена» выступает за освобождение Ходорковского. Все эти годы Константин ездил на семинары, те самые, по оранжевым технологиям. И проводил семинары сам. Вот отрывок из фильма Владимира Мамонтова «Бархат точка ру» про оранжевые революции. Константин на первом плане.
И, наконец, признание вины. Пока его бывший соратник Леонид Развозжаев этапами добирается в Сибирь, а потом обратно в Москву, Лебедева переводят под домашний арест. Причем после признательных показаний. Как раз перед началом большого процесса по Болотной.
Валерий Лавров: «Вы хотите знать в какой момент Константин принял решение признать свою вину? Это было еще в том году, такое решение он принял. Вот смотрите когда перед нами встал вопрос, какую занимать позицию по делу. Мы понимали, что следствие обладает следующими доказательствами. Как минимум, сама видеозапись, которая легла в основу фильма «Анатомия протеста-2». Второе, к тому моменту уже был ясно, что Развозжаев уже дал признательные показания. Третье, я понял где-то в начале октября по первому каналу прошел сюжет про Удальцова, где он сказал, что да, действительно, встречался в Минске с Григорием Васильевичем, грузином по национальности, что это знакомые или друзья Константина Лебедева по бизнесу. Вот мы точно знали, что это у следствия есть. Поэтому когда решали вопрос признавать или не признавать свою вину при наличии таких доказательств у следствия, говорить, что это встречи не было, что эти переговоры не велись, что деньги не получались, – получается бессмысленно.
Впрочем, один из четверых участников «Анатомии протеста-2» поддерживает Лебедева. Юрий Аймалетдинов сам долгое время работал помощником Лебедева. В отличие от Удальцова, Развозжаева и Лебедева, подозреваемым он не является – только свидетелем. Поэтому его самого подозревали и в установке скрытой камеры, и в работе на спецслужбы. Ничего зазорного в признательных показаниях не видит.
Существует несколько версий того, кто именно снимал встречу на пленку. После показания Лебедева все уверены, что именно он. Еще подозревают российские или белорусские спецслужбы. Или – грузинских собеседников.
– Вы знаете, мы с Константином долго думали, но так и не пришли к выводу, откуда вот эта запись, которая прошла в фильме. Константин склонен считать, что это грузины снимали. Вы поймите, это не моя версия, я не знаю, как к ней относиться. Но даже не исключали, поскольку Таргамадзе себя позиционировал как лицо, которое имеет связи в Лондоне с нашими так сказать «сидельцами» там, – это не мои мысли, это мы высказывали, – эта запись и была сделана для того или отчитаться перед этими людьми, с которых они планировали получать деньги для оппозиционной деятельности. И каким-то образом она оказалась она в руках НТВ. Нам было непонятно, откуда появилась эта запись.