В новой серии разоблачений от ICIJ, которые заполучили тысячи документов о работе офшорных компаний на Британский Виргинских островах, сообщается о компаниях, которые были использованы в возможном мошенничестве с дочками Hermitage Сapital и последующем похищение из российской казны 230 миллионов долларов.
Также в документах упоминается человек, который по косвенным признакам похож на бывшего мужа главы 28 Налоговой инспекции в Москве Владлена Степанова. О новой серии «Виргиликс» – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Сегодня юристу «Эрмитаж Кэпитал» Сергею Магнитскому, если бы он не умер в российском СИЗО, исполнился бы 41 год. Зарубежная пресса сделала своеобразный подарок к его дню рождения. Washington Post и канадская телекомпания CBC опубликовала новые данные из пакета документов об оффшорах, которые заполучил ICIJ – Международный консорциум расследовательской журналистики. Я напомню, значительная часть этих документов – это переписка Commonwealth Trust Limited. Это фактически консалтинговая компания на Британских Виргинских островах, которые помогает создавать офшорные фирмы там же. В этих данных нашли следы, как минимум, 23 компаний, связанных с похищением 230 млн. долларов из российского бюджета. В частности, в них упоминается компания Aikate Properties. По данным этих изданий, она принадлежала мужу российского налогового чиновника, который одобрил возврат налогов на 230 млн. долларов. Их имена не называются, но я могу предположить, что речь идет об Ольге Степановой, бывшей главе Московской налоговой инспекции №28 и ее бывшем муже Владлене Степанове. Эта компания, принадлежащая Владлену Степанову, имела счета в швейцарском банке, которые ныне арестованы. С этих счетов, сообщает CBC, обналичивались деньги на покупку недвижимости в Дубаи. О этих счетах и о недвижимости так же раньше сообщалось в российской прессе. Вот теперь получилось подтверждение уже из западных источников. В переписке нет прямых доказательств того, что созданный Commonwealth Trust Limited юрлица принимали участие в мошенничестве, и что сама эта компания была в этом замешана. Бывший владелец Commonwealth Trust Limited, а ныне ее консультант Томом Уорд ответил на запросы в том ключе, что не знал, чем они занимаются. Однако из внутренней переписки ясно, что он, как минимум, подозревал, что, возможно, организованные им компании занимались чем-то криминальным. По крайней мере, в письмах встречаются фразы, что «эти клиенты могут создать нам проблемы», и «мы должны держаться как можно дальше от этого». При этом, Том Уорд пишет в своем письме одной из своей коллег, что «мы не можем прекратить с ними контакты, если хотим, чтобы и дальше наш бизнес рос». Чего говорить: и, правда, русские клиенты всегда сулят хорошую прибыль.
Однако это еще не все. Мне удалось пообщаться сегодня с Джемисоном Файерстоуном, бывшим коллегой Сергея Магнитского, который принимал участие в анализе этих документов и дальнейшем расследовании. По его словам, у Commonwealth Trust Limited был российский партнер, компания GSL, которая поставляла фактически на Виргинские острова российских клиентов. При этом в Commonwealth Trust Limited полностью им доверяли. Они не спрашивали у GSL, что это за клиенты, чем они занимаются, и откуда у них деньги. Хотя, согласно закону, они должны были иметь эту информацию, прежде чем открывать для них юрлица и начинать с ними работать. По словам Файерстоуна, именно GSL направила на острова тех, кто участвовал в хищении денег из бюджета, и затем GSL помогал своим партнерам на Британских Виргинских островах отбиваться от неудобных вопросов.
Джемисон Файерстоун, глава компании Firestone Duncan: Мы обращались в Commonwealth Trust с сообщением о том, чтобы компании, которые они помогали организовать, замешаны в похищении дочек «Эрмитаж Кэпитал» и денег из российского бюджета. После этого Commonwealth Trust написал своим российским партнерам, мы знаем об этом из переписки, которую заполучили: «О! У нас еще одна российская проблема, опять. Скажите, как нам следует отвечать адвокатам «Эрмитаж Кэпитал»? Тогда из Москвы им ответили: «Говорите им то же самое, что и мы». Первоначально они ничего нам не рассказывали, они даже не смогли нам ответить, где живет номинальный директор компании, замешанный в этом мошенничестве. Но когда наши вопросы стали более конкретными, ответы от GSL изменились. Фактически они начали отвечать нам точно так же, как МВД и ФСБ России. Буквально, их ответы совпадали слово в слово. Это создает впечатление того, что GSL имела совместные дела с российскими чиновниками, помогала им в отмывании денег. И когда у GSL начались проблемы, то коррумпированные российские правоохранители помогали им и фактически объясняли, как надо отвечать на вопросы.
Становится ясно, что опубликованные на прошлой неделе документы касательно Британских Виргинских островов и офшоров на этой территории могут раскрыть много новой информации не только о «деле Магнитского», но и в целом о системе вывода капитала из России: того, кто именно это делал, каким образом, через какие компании, и главное, суммы, которые переводились из России на эти юрлица. Очевидно, что мы увидим еще много новых разоблачений благодаря этим документам.