Пока что основных версий пропажи денег две: активы из кипрских банков были нелегально выведены через их филиалы в Лондоне или через один из крупных российских банков. Какими путями бежали кипрские капиталы – разбиралась Екатерина Базанова.
Базанова: По информации греческих журналистов, схема, через которую и могли уйти деньги, получила шанс на существование благодаря управляющему Центрального банка Кипра Паникосу Димитриадису.
Он уже после начала кризиса разрешил филиалам Bank of Cyprus и Laiki в Лондоне продолжать работу. К тому же никакого внешнего контроля над центральными офисами этих банков на Кипре установлено не было. Так что через филиалы все это время спокойно могли утекать деньги, в то время как обычные киприоты имели право снять со своих счетов не больше 100 евро в день.
Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ-Банка: Миллионы – да. С технической точки зрения никаких проблем для подобных расчетов нет. Другое дело, что если о них станет известно, это может вызвать весьма тяжелые последствия для тех, кто это совершал.
Но не только о лондонских филиалах сообщили греческие журналисты. Еще речь шла о российском «Юниаструм» банке, который на 80% принадлежит Bank of Cyprus. Через него, по данным телеканала Мега, также могли выводиться кипрские деньги. Председатель совета директоров «Юниаструм» Банка Георгий Писков назвал такую схемой «технически невозможной». Очевидно, что законно перевести деньги со счетов в Bank of Cyprus в Юниаструм было нереально, но для внутренних передвижений средств, по мнению аналитика БКФ банка Максима Осадчего, никаких технических помех не существовало. Однако эксперт уверен, что руководство «Юниаструм» Банка вряд ли бы решилось на такую рискованную операцию, зная, что российский Центробанк наблюдает за ними сейчас особенно пристально. Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко с Осадчим согласен, но не совсем.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ: Для этого у Юниаструма должны появиться какие-то активы. Проблема в том, что у Bank of Cyprus активов не было хороших. Для каких-то исключительных клиентов, наверное, можно было что-то придумать, а в массовом порядке, наверное, вряд ли. Но в принципе можно, банковская техника позволяет такие траты делать.
Оба наших эксперта не исключают, что именно с раскрытием этой схемы вывода средств и связано увольнение исполнительного директора Bank of Cyprus и отставка председателя совета директоров банка. Тот же греческий телеканал Mega сообщает, что в национальном парламенте Кипра сейчас находится список всех последних операций банков страны, которые проводились уже во время переговоров с Брюсселем. Вероятно, именно этот документ может стать основой для уголовного преследования тех, кто виновен в доведении экономики страны до столь бедственного состояния. Так что совсем скоро на Кипре могут начаться скандальные и резонансные судебные процессы. Например, местная газета «Филелефтерос» сообщает о крупной краже средств сотрудниками банка Laiki, которая якобы обсуждалась на закрытом заседании парламентского комитета по финансам. Ну а тех крупных вкладчиков, чьи деньги остались на кипрских счетах, ждет достаточно печальное будущее. Я говорю о тех, кто хранил на острове больше 100 тысяч евро. Крупные вкладчики банка Laiki, который решено обанкротить, смогут в течение ближайших 6 7 лет получить не больше 20 процентов своих депозитов, остальные деньги уже точно не вернуть. Вкладчики Bank of Cyprus потеряют 40%, а может и половину денег, пока не совсем понятно. Точно одно, если во время «каникул» из банков незаконно были выведены очень значительные суммы, то масштаб «стрижки» депозитов может быть увеличен, чтобы восполнить недостающие средства.