Международная полиция и российская антивирусная лаборатория будут вместе бороться с кибер-преступниками. Насколько спокойнее станет теперь в интернете – выяснял Петр Рузавин.
Рузавин: Сегодня стало известно, что Интерпол и «Лаборатория Касперского» заключили специальный договор.Теперь они совместными усилиями будут справляться с кибер-угрозами на мировом уровне. Особых подробностей пока не разглашается, в том числе, и на каких условиях был заключен договор. Глава компании Евгений Касперский сегодня заявил: «Я добивался создания так называемого интернет-Интерпола долгие годы, и вот теперь, наконец, это стало реальностью». Касперский вообще давно говорит об угрозе кибер-терроризма, последствия которого, по словам Касперского, будут катастрофическими. И главный редактор журнала «Хакер» Степан Ильин считает, что сейчас главная проблема в этой борьбе – отсутствие специалистов у Интерпола. И, соответственно, заключение контракта с такой влиятельной компанией – безусловно, позитивный шаг.
Степан Ильин, главный редактор журнала «Хакер»: Существует такая общая проблема во всём мире – это отсутствие или недостаточная кооперация между различными службами и компаниями, которые расследуют компьютерные преступления. Поэтому в принципе подобная инициатива, когда начинают сотрудничать частные компании, которые действительно понимают в информационной безопасности, а также какие-то ведомства, в том числе и силовые, которые имеют полномочия проводить расследования в рамках поиска уже непосредственно преступников, то это кооперации, мне кажется, направлены в нужную сторону.
Глава компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов считает, что Касперский сможет существенно помочь в борьбе со спамерами, но вот с хакерством на уровне государства вряд ли что-то можно поделать.
Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнёры»: Что касается распространителей спама, без трансграничной оперативно-розыскной деятельности ничего сделать нельзя. Как будет Интерпол взаимодействовать в случае, когда вирус совершенно явно сделан каким-то государством, а не частными злодеями? Впрочем, может, у Интерпола есть какой-то опыт подобного закрывания глаз.
Игорь Ашманов в качестве примера привел вирус, который 2 года назад нанес существенный урон серверам иранских ядерных реакторов. Тогда высказывались такие мнения, что это атака была осуществлена по заказу американских властей.
Только за последние несколько месяцев была совершена широкомасштабная кража аккаунтов в твиттере – около четверти миллионов пользователей лишились своих аккаунтов. Американские компании, которые работают в сфере интернет безопасности, тогда обвинили китайских военных. Китай обвинения тогда публично опровергал.
И это не говоря уже о ставших привычными взломами почтовых сервисов, сайтов правительств и средств массовой информации, атаки хакерской группировки Anonymous.
Интерпол – могущественная организация, но пока не в сфере киберпространства.
И ее действия распространяются в той или иной степени почти на все государства. Исключений не много – например, Тайвань, Северная Корея, Вануату, Соломоновы острова, Тувалу. Но они особой угрозы с точки зрения интернет-преступлений не играют.
Но с атаками государств на государства Интерпол и не собирается бороться. И приоритетной задачей являются экономические преступления: именно за этим международной полиции понадобилась «Лаборатория Касперского». Учитывая, что большинство экономических кибер-мошенников из России или стран бывшего Советского Союза, – считает бывший участник хакерской группировки, эксперт в сфере информационной безопасности Александр Варской.
Алексей Варской, бывший хакер: Они способны это делать, у них есть специалисты. И более того, я подозреваю, что это не просто сотрудничество, когда провайдеры какие-то данные дают, а это, мне кажется, они специалистов каких-то туда направят. Поскольку киберпреступность, кардерская такая, с платёжными системами связанная, она во многом русскоязычная, то Касперский отчасти подписал договор о сдаче своих.
Одновременно с этой борьбой крупные корпорации, понимая важность сотрудничества с правоохранительными органами, стремятся к открытости. Например, сегодня газета Wall Street Journal сообщила, что Microsoft раскрыла информацию о числе запросов от правоохранительных органов – впервые в истории – и теперь будет публиковать эту информацию два раза в год. Почти 70 процентов запросов приходится на Великобританию, Францию, Германию, Турцию и США. Такие же периодические доклады о запросах ранее начали публиковать Google и Twitter.