Вместе с голосованием переносится и экстренный визит министра финансов Кипра в Москву. Впрочем, по сообщениям, которые пришли менее часа назад, визит может и вовсе не состояться, так как министр, возможно, уже отправлен в отставку. За киприотской драмой следит наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Чем дольше оттягивается голосование в парламенте Кипра, тем хуже для России. В субботу речь шла о том, чтобы обложить 6%-ным налогом депозиты меньше 100 тыс. евро, 10%-ным налогом – депозиты более 100 тыс. евро. Спустя три дня шкала возможного налога становится все более прогрессивной. Согласно последнему варианту, предлагается освободить от налога сбережения, меньше 20 тыс. евро, кипрские власти таким образом хотят вывести из-под удара своих соотечественников и снизить политический ущерб для себя. Но сумма, которую ЕС требует снять со счетов, остается неизменной – около 6 млрд. евро. Если меньше заплатят киприоты, значит, кто-то заплатит больше.
Снизив налог для мелких вкладчиков, власти предлагают повысить его для крупных. В частности, для депозитов объемом больше 500 тыс. евро ввести налог сразу 15%. Можно смело предположить, что в первую очередь от этого изменения пострадают именно российские клиенты. Все-таки у них там как раз самые большие счета. Впрочем, не исключено, что европейские власти, которые вынуждают Кипр ввести этот налог именно этого и добиваются.
Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ-Банка: Основные вкладчики, держатели счетов в банках Кипра – британцы и россияне, и сами жители Кипра. Немцы рассуждают следующим образом: почему Еврозона должна спасать этих вкладчиков? Пусть в других странах тоже помогают поддержать банковскую систему, чтобы вкладчики не потеряли деньги.
Получается, принуждение к помощи по аналогии с российско-грузинским вооруженным конфликтом, который в интерпретации Кремля был операцией по принуждению к миру.
Другое дело, что Россия и так готова была бы помочь Кипру, по крайней мере, один кредит мы им уже выдали. Не исключено, что именно за этим собирался ехать в Москву министр финансов Кипра Михалис Саррис. Только что пришло сообщение, что он подал прошение об отставке. Его последователь тоже может отправиться в Москву.
В прессе нередко можно встретить версию о том, что европейские политики намерено требовали от Кипра ввести этот налог, зная, что именно российских денег, причем не всегда понятного происхождения, в кипрских банках больше всего. И таким образом с помощью этого налога надавить на российскую власть, Владимира Путина, российских олигархов.
Если это правда, тогда нас ждет жесткий политический кризис.
Алексей Саватюгин, бывший замминистра финансов РФ: Если выяснится, что это политика, а не экономика, значит, мы должны будем принимать какие-нибудь ответные меры, как мы обычно любим. Значит, у нас будут меры, направленные не только против американских граждан, но и граждан Евросоюза, что уж совсем бы не хотелось. Мы можем это сделать, если выяснится, что это политическая игра, но если и это будет, то тогда какой международный финансовый центр у нас вообще?
Есть довольно серьезные сомнения в том, что этот закон о налоге вообще будет принят – голосов может не хватить. Впрочем, не будет налога, не будет и помощи от ЕС – тех самых 10 млрд. евро. Но если примут закон, куда потекут эти деньги? На Кипре они, очевидно, не задержатся после того, как от них отпилят насильным образом 10%, а то и больше. Чаще всего называют другие оффшоры: Британские, Виргинские острова, Каймановы острова. Эти оффшоры находятся под юрисдикцией британских властей, там, говорят, с деньгами вкладчиков невозможно такое сделать. Впрочем, и на Кипре еще на прошлой неделе невозможно себе представить, что кому-то придет в голову идея таким образом конфисковать часть денег клиентов банков.