Присяжные против Верховного суда. Заседатели впервые в современной российской истории собрались на пресс-конференцию. 12 человек в октябре прошлого года единогласно оправдали бывшего следователя по особо важным делам Андрея Гривцова – а в январе нынешнего года Верховный суд приговор отменил.
В ответ члены коллегии обратились с открытым письмом к президенту, премьеру и начальству всех силовых ведомств. «Решение об отмене оправдательного приговора вызывает у нас чувство глубокой обиды, несправедливости и обмана, который сотворен в отношении нас», – говорится в письме. Разгневанных присяжных выслушал Илья Васюнин.
Васюнин: 15 человек подписались под письмом на имя президента, премьер-министра, главы Верховного суда и Генпрокурора. В списке уполномоченный по правам человека. 9 человек-подписантов – это основной состав коллегии присяжных заседателей, те, кто выносил решение, и еще шесть – из запасного, присяжные, которые так же присутствуют на процессе, но подменяют основных в случае непредвиденных обстоятельств, например, болезни. «Мы ощущали себя настоящими судьями, представителями народа, которые разобрались во всех доказательствах по делу и дали правильную и справедливую оценку. Мы пришли к выводу об отсутствии состава преступления. Отмена оправдательного приговора вызывает чувство обиды, несправедливости и обмана», - говорится в открытом письме, который представили на пресс-конференции журналистам. Там же выступил Андрей Гривцов, бывший следователь, а теперь снова обвиняемый.
Андрей Гривцов, экс-следователь: В качестве оснований для отмены Верховный суд указал, что сторона защиты вела себя в процессе неподобающим образом, незаконно воздействовала на присяжных заседателей, что проявилось в том, что защита задавала наводящие вопросы, пыталась доводить сведения, которые нельзя доводить. И в результате, по утверждениям судей Верховного суда, это повлияло на те ответы, которые дали присяжные заседатели. Я анализировал практику Верховного суда, сейчас у них на сайте все решения выкладываются. За 2012 год это единственный отмененный приговор Московского городского суда. А по таким основаниям я таких отмен приговоров не видел.
Это действительно уникальная ситуация, когда присяжные так вступаются за свой вердикт. До этого были только отдельные интервью присяжных по разным процессам. Каждое из них вызывало большой резонанс. Верховный суд отменил приговор Мосгорсуда, основанный на вердикте присяжных 24 января. Почему только теперь, спустя полтора месяца, бывшие присяжные решили выйти к публике? Было ли давление со стороны защитников как-нибудь воздействовать на них?
Александр Ткаль, присяжный заседатель: Мы почувствовали себя, как будто наше собственное достоинство кто-то растоптал. Естественно, начали созваниваться, долго корректировали это письмо. Мы же не могли собраться все вместе и сидеть. Где-то по электронке кто-то кому-то передавал, вносились изменения, спорили.
Ирина Уткина, присяжный заседатель: Мне Александр позвонил, я просто не поверила. Не может быть такого. Мы единогласно вынесли. У нас в стране считается, что институт присяжных – самый высший суд, и вдруг ситуация говорит об обратном.
Присяжный заседатель: Среди присяжных не было ни колдунов, ни экстрасенсов. Мы все уже такие старые, что на нас оказывать давление бесполезно.
Присяжные буквально подходили и брали слово, даже те, кто сначала не собирался выступать. «Дело о рекордной взятки» - так называли дело против следователя Андрея Гривцова. 15 млн. долларов за закрытие уголовного дела – якобы столько он требовал от главы компании «Росэнергомаш» Владимира Палихаты. Обвиняли Палихату в рейдерстве. Согласно материалам дела, которые приводят в своем письме присяжные, Палихата обратился к своему знакомому, бывшему оперативнику, чтобы это дело по рейдерству закрыть. Тот связался с еще одним фигурантом дела, адвокатом, который должен был найти людей, которые смогут помочь прекратить преследование против Палихаты. На самом деле, как решили присяжные, Палихата попытался создать видимость совершения против него преступления, чтобы избежать ответственности, а следователь Гривцов ничего не знал о разговорах, деньгах, которые он якобы должен был получить. Обвинение уверено в обратном: следователь через сложную цепочку посредников пытался добиться этих денег. Пресс-служба компании «Росэнергомаш» в свое время сообщала: Гривцов пытался сфабриковать доказательства о причастности президента концерна Владимира Палихаты и его адвоката к ряду преступлений. Согласно вступившим в силу поправкам в закон, присяжные больше не будут рассматривать дела о взятках, так что теперь это дело следователя по особо важным делам будет разбираться в обычном районном суде. Уже известно, что новое рассмотрение дела будет проходить в Хамовническом суде Москвы. Оправдательные приговоры в обычных судах составляют 0,7%, в судах присяжных – почти 20%. Теперь Гривцову предстоит обычный суд, он сказал, что скрываться не собирается и будет отстаивать свою невиновность до конца.