В новейшей истории Большого театра о скандалах говорили едва ли не чаще, чем о премьерах. Интриги, протесты, коррупция, секс-скандалы, а теперь – и кислота, которую плеснули в лицо худруку Сергею Филину. Кажется, после такого страсти театральных подмостков меркнут перед страстями закулисными.
В марте 1995 года артисты Большого прервали спектакль «Ромео и Джульетта» и устроили забастовку. Они решили поддержать Юрия Григоровича, который незадолго до этого со скандалом покинул пост главного балетмейстера. Причиной демарша стало назначение нового гендиректора театра Владимира Васильева, который много лет добивался отставки Григоровича. Позже суд признает забастовку артистов незаконной. Но Григорович все-таки вернется в Большой, правда, только шесть лет спустя, после ухода Васильева. И в 2010-м он восстановит спектакль «Ромео и Джульетта».
В 2000-м году Большой театр покидает прима Анастасия Волочкова: руководство недовольно ее активной сольной деятельностью, контракт не продлевают по «творческим причинам». Год спустя Волочкова вернется по приглашению Григоровича, но в 2003-м руководство театра предъявит новые претензии: якобы исполнять партии с поддержкой балерине мешает лишний вес. В 2005 году балерина будет уволена из Большого театра с формулировкой «за профнепригодность».
Март 2011-го показал: в Большом театре, как и в большой политике, компроматом не брезгуют. В пылу борьбы за место худрука, которое вот-вот должно было освободиться из-за окончания контракта с Юрием Бурлакой, в Большом разразился порноскандал. В интернете появились компрометирующие фото управляющего балетной труппой Геннадия Янина - одного из наиболее вероятных претендентов на эту должность. И худруком он не стал. После обнародования фотографий Янин заболел и решил уволиться.
Кузнецова: К господину Янину применили метод, когда-то успешно испробованный на бывшем министре юстиции Ковалеве и бывшем генеральном прокуроре Скуратове. На несколько тысяч адресов в России и за рубежом были разосланы ссылки на выложенные в сеть материалы сексуального характера, выставляющие Геннадия Янина в самом невыгодном свете. Причем под логотипом Большого театра и в сопровождении официальной биографии заслуженного артиста РФ.
Но этим скандал не закончился. Директор Большого Анатолий Иксанов обвинил во всем вечного оппонента балетной власти Николая Цискаридзе. Якобы и он претендовал на место худрука театра. Но сам Цискаридзе не только все опроверг, но и предположил, что секс-скандал мог быть на руку директору Большого.
Цискаридзе: Все прекрасно знают, кто в тот момент обзванивал труппу и собирал собрание по поводу аморалки — друзья Филина.
В итоге 18 марта 2011 года худруком Большого стал Сергей Филин.
После оперы Мусоргского «Борис Годунов» в 2005 году основную сцену Большого закрывают на ремонт. Обещают, что на три года. Но время идет, а затраты – растут. В 2009 году Счетная палата приходит к выводу: первоначальная смета выросла в 16 раз. Подрядчиков сменили, и даже возбудили уголовное дело. Следователи пришли к выводу, что одни и те же работы оплачивались по несколько раз. Но в Минкульте все отрицали. В итоге стоимость работ составила 35 миллиардов рублей. Премьер Большого Николай Цискаридзе назвал реконструкцию «вандализмом» и заявил, что из театра пропали старинные детали.
Цискаридзе: Была лепнина, покрытая сусальным золотом. Теперь вам стоит повернуться, потрогать пальчиком и вы поймете, что эта пластмасса золотого цвета, приклеенная на клей ПВА.
Правда, в руководстве Большого неоднократно отмечали: Цискаридзе якобы метит на пост худрука, а потому и критикует театр по любому поводу. В попечительском совете Большого затраты на реконструкцию посчитали оправданными.
Константин Ремчуков: Большой театр падал в Неглинку, сделали уникальную конструкцию, поставили его на сваи. Чтобы он просто сохранился – 400 миллионов долларов, чтобы давал концерты – миллиард .
Осенью 2011 года Большой открыли гала-концертом для первых лиц государства. Правда, начался он весьма своеобразно: на сцене появились рабочие, строительные леса и даже «Камаз». Как
Сразу после открытия Большого театр покинули ведущие артисты балета Наталья Осипова и Иван Васильев. Как заявили сами танцоры, им не хватало репертуара – и творческой свободы. Искать все это Осипова и Васильев решили в Михайловском театре в Санкт-Петербурге.
Дзядко: Вы купили их, чтобы насолить Исканову?
Кехман: Зачем мне это? У меня не было такой задачи, где я – и где – Исканов!!!
Артисты подписали с Михайловским контракт на пять лет. Говорили, что там им просто предложили больше денег. Но сами танцовщики утверждали: дело вовсе не в деньгах. Тем не менее, в Большом поспешили заявить, что за всем этим стоят интересы частного бизнеса.
Иксанов: Они молодые люди, жаль, что они оказались заложниками неких действий частного бизнеса.
Впрочем, в Большом за артистами старые роли сохранили. Но вот глава Михайловского театра Владимир Кехман пригрозил администрации Большого: Осипова и Васильев могут и не найти времени для спектаклей в столице, если критика в их адрес не прекратится.
Дмитриченко: Иван Грозный не был злым царем, если сравнивать с Европой, в то время там гораздо больше людей было казнено. Этот царь много добился, увеличил территорию Российского государства, завоевал Казань, Сибирь.
Ноябрь 2012-го. Премьера балета «Иван Грозный». Через четыре месяца солист Большого театра Павел Дмитриченко станет фигурантом громкого уголовного дела.
17 января 2013 года. Худрук Большого Сергей Филин совсем немного не дошел до своего подъезда. Неизвестный плеснул ему в лицо кислотой.
Исканов: За ним следили, преступник окликнул его, он знал, что это Сергей Филин.
Мескова: Это все очень ужасно, этого не должно происходить.
Годовский: Все очень подавлены, потому что это невероятно.
Меньше месяца спустя в интервью BBC Николай Цискаридзе призвал отправить в отставку все руководство Большого и заявил, что директор театра Анатолий Иксанов косвенно обвиняет его в причастности к нападению на Филина.
Николай Цискаридзе: Эта ситуация трагическая, которая произошла, они ее решили использовать как охоту на ведьм. Список людей, которые ходят на допросы – из списка неугодных.
В руководстве Большого Цискаридзе пригрозили судом.
В России Сергею Филину делают три операции на глаза и еще несколько – пластических. Худрук Большого оправляется продолжать лечение в Германии.
Сергей Филин: Чувствую себя хорошо, если бы глазки чуть лучше видели.
В начале марта в МВД отрапортовали: преступление раскрыто. По версии следствия, вероятным заказчиком был солист Большого Театра Павел Дмитриченко. Как заявляют в правоохранительных органах, причиной стала женщина – супруга Дмитриченко Анжелина Воронцова, которой Филин якобы не давал роль в «Лебедином озере». Ранее ее имя фигурировало в другом скандале. Тогда Цискаридзе чуть было не лишился преподавательской работы в Большом.
Цискаридзе: Он вызвал ученицу мою, Анжелину Воронцову, с которой я работаю и сказал, что даст ей роль в «Лебедином озере», если она уйдет от меня. Все об этом мечтают. Но она этого не совершила. И я ей очень благодарен за такую преданность.
Новикова: По слухам, эта девушка пришла к Сергею и просила его о больших ролях в крупных постановках. Он сказал, что она к этим ролям еще не готова и что если она хочет эти роли, было бы правильно поработать с профессорами-женщинами. Я не думаю, что это относилось персонально к Николаю.
По версии следствия, помимо Дмитриченко в деле фигурируют еще два человека. Предполагаемым исполнителем называют Юрия Заруцкиго, а подвез его к месту преступления якобы Андрей Липатов. Все они якобы написали явку с повинной. Однако в суде Павел Дмитриченко вину не признал.
Дмитриченко: В плане того, что я заказывал облить кислотой Филина, я этого совершенно не делал, это неправда.
Не верят в виновность солиста Большого и некоторые коллеги.
Болотин: Он не мог совершить этого, не верю.
Всем троим фигурантам дела уже предъявлены обвинения. Каждому из них грозит 12 лет лишения свободы. По словам адвоката Дмитриченко, Филин уже дал показания против солиста Большого.
Пока худруку Сергею Филину пытаются вернуть зрение немецкие врачи, а труппа, кажется, вот-вот разделится на тех, кто «за» и «против» солиста Дмитриченко, Большой театр незаметно превратился из главной балетной площадки в декорацию – к криминальной драме.