Прямой эфир

«Кристаль» вернулся в Россию. Бутылки по 100 тысяч рублей уже в магазинах

Здесь и сейчас
2 717
22:08, 22.02.2013
В Россию вернется шампанское Crystal. Полтора года оно было под запретом. Элитное шампанское было хитом на всех светских вечеринках. Более того, даже своим появлением марка обязана российскому императору Александру II.

«Кристаль» вернулся в Россию. Бутылки по 100 тысяч рублей уже в магазинах

Crystal создали по его заказу в 1876-м году. В итоге на всех главных олигархических приемах разливали именно Crystal, а цена на бутылку – варьировалась в пределах от 20 до 100 тысяч рублей.

Исчезло шампанское из-за спора между французским домом Луи Родерер, который и производит Crystal, и российской компании «Союзплодимпорт». У последней оказались зарегистрированы права на бренд Kristal, (через «K»), под которым предприятие выпускает водку. «Союзплодоимпорт» выиграл суд, и шампанское исчезло.

Дом Луи Родерер не стал отсиживаться. И в ответ подал в европейские суды уже на «Союзплодимпорт» и тоже их выиграл. В итоге в десятках стран ввели запрет на продажу водки Kristal. С тех пор не раз пытались договориться, но в прошлом году, не дожидаясь примирения, компания поставщик Simple самостоятельно договорилась с «Союзплодоимпортом», и теперь может поставлять в Россию шампанское Crystal за разумное роялти.

На эту тему мы поговорили с Максимом Кашириным, генеральным директором виноторговой компании Simple.

Зыгарь: Как удалось договориться? Сколько приходится платить «Союзплодимпорту»?

Каширин: Шампанское «Кристаль» уже вернулось на рынок, это произошло в декабре. Мы не стали это афишировать, потому что мы до конца не верили, что все получилось. Потому что долгий конфликт, долгая история конфликта, которая еще продолжается. Это, скорее, уже не конфликт, уже пытаются решить эти проблемы. Мы не часть спора этого конфликта, и даже не знаем, из-за чего он произошел. Нам было обидно, что продукт, который был создан для России, и только для России, фактически потерял свой исторический рынок. И мы обратились в Федеральное казенное предприятие, к курирующему его «Росалкоголю», - кстати, не многие знают, что это подведомственная «Росалкоголю» структура, - потому что в России был окончательно проигран суд французами, уже было решение суда, которое говорило, что бренд остается за государством. Надо понимать, что это была тяжба не с частной компанией, а с федеральным предприятием. Соответственно, собственник фактически – бренд РФ. Когда суд закончился, у нас появились законные основания обратиться в компанию, которая имеет права на распоряжение данным знаком, и попытаться  с ними договориться о том, что мы можем воспользоваться их правами. Нам удалось заключить с ними лицензионное соглашение, которое позволяет нам как импортерам до конфликта, стадии судебной, продолжить бизнес на основании соглашения.

Писпанен: Насколько велик рынок любителей «Кристаль»?

Каширин: Судьба этого шампанского в постсоветские годы достаточно несчастливая. Предыдущий импортер им занимался не очень верно, и сам Дом Луи Родерер давал маленькую квоту на Россию. И шампанское было во многих картах ресторанов, но на самом деле его не было. Когда мы взяли права на дистрибуцию всей этой марки, мы говорили о стратегии Дома в 1876 году, когда «Кристаль» был создан, потом когда поставлялся к императорскому двору. Надо понимать, что это было именно императорское шампанское. Вы видели на бутылке наш имперский герб, он там и стоит. Шампанское производилось около 4 млн. бутылок.

Писпанен: Оно априори должно быть очень дорогим?

Каширин: Нет. 4 млн.  производилось, 1 млн. пили мы. На 600 тыс. был Дом Луи Родерер, из них часть был «Кристаль»,  как «Кювэ», - для императора, а часть – был базовый брют. А потом, после революции, когда последний заказ в 1915 – 1916 годах, с тех пор его не было вообще. А когда марка вернулась, она не была востребована. Мы поставили амбициозную задачу возвращать бренд на рынок, как бренд, имеющий корни. Это редкость, когда Россия была не просто рынком.

Зыгарь: Какой объем был перед запретом, и какой будет сейчас?

Каширин: Мы поднимали архивы, Леонид Парфенов сделал фильм интересный, мы пытаемся сейчас продвинуть его, не помню до конца объемы, которые были. Это десятки тысяч. Сейчас мы примерно продаем всего ассортимента Родерер около 200 тыс. бутылок, будем больше продавать. В декабре мы привезли 11 тыс. бутылок «Кристаль» - наша квота годовая за прошлый год. Мы ее сразу забрали.

Зыгарь: И на Новый год все выпили?

Каширин: Мы много продали, но у нас еще есть. Сейчас скоро выйдет новый урожай. Надо понимать, что «Кристаль» - шампанское, которое делается только с собственных виноградников этого Дома, и всего «Кристаль» - 600 тыс. бутылок на весь мир. Выбор неплохой есть, нам предстоит кропотливый труд, чтобы вернуть этой марке некий статус. Есть псевдоощущение, что это маркетинг, что ничего за этим нет. Но это не так.