Роскошь в цене, а не в лошадиных силах. Минфин намерен изменить подход при расчете повышенного налога на дорогие машины. Если раньше, как в случае и с налогом на все остальные автомобили, он рассчитывался исходя из мощности двигателя, то теперь предлагается обращать внимание на стоимость авто.
Изменить свой взгляд на налог на роскошь Минфин решил после того, как в декабре 2012 года в ходе послания федеральному собранию президент Владимир Путин заявил, что ему не нравится идея рассчитывать налог, исходя из мощности.
Сама идея налога на роскошь была впервые озвучена Путиным еще в ходе его предвыборной компании в конце 2011 года. Тогда речь шла не только об авто, но и домах, яхтах, личных самолетах и прочем. В итоге остались только машины. При этом изначально Минфин предлагал просто повысить в несколько раз ставку транспортного налога для мощных машин. Роскошью было предложено считать машины с двигателями мощностью более 410 лошадиных сил. Тогда звучали предположения, что именно такая отсечка была выбрана не случайно. Дело в том, что столь любимая чиновниками (и, несомненно, роскошная машина BMW 7 серии) имеет 407 лошадиных сил, и, таким образом, в категорию роскоши не попадала.
Но теперь и это не важно, потому что, как заявил «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Шаталов, Минфин намерен выполнить требование президента и рассчитывать налог исходя из цены. Правда, как именно будут считать – с какой стоимости машина становится роскошью, а не средством передвижения – пока не известно. Известно лишь, что законопроект об этом должен быть внесен в Госдуму до 1 апреля, так что на раздумья у Минфина времени не много.
Вообще любой налог, рассчитываемый, исходя из стоимости чего-либо, сразу провоцирует возможные махинации с ценой, попытки ее занизить и подобные приемы. Впрочем, депутат Госдумы и создатель одного из крупнейших в стране автодилеров Сергей Петров, считает, что сегодня вряд ли стоит этого опасаться.
Сергей Петров, депутат Госдумы, основатель группы компаний «Рольф»: Я не ожидаю, потому что уже давно рынок здесь стабилизовался. Занижение цен - это такая игрушка, которая возможна на вторичном рынке, но знаете, когда компания занижает цены, получает «чёрные деньги», она их снова должна переправлять за границу. Сейчас Украина полна всем этим, платит за это «чёрными» и «серыми». В принципе у нас это возможно, потому что пока правительство всё более и более загоняет в тень малый бизнес.
Но главный вопрос в том, какую отсечку выберет Минфин. По мнению участников авторынка, она может быть установлена на уровне трех миллионов рублей и может быть даже ниже. Однако замглавного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто уверен, что это невозможно, и причина та же, что и налогом на мощность двигателя.
Игорь Моржаретто, автоэксперт: Это, конечно, не пройдёт 100%, к бабке не ходи, она не пройдёт, потому что под эту категорию попадает большинство автомобилей, которые у нас вообще на рынке есть. А госчиновники не хотели бы просто светиться. Поэтому учитывая, что чиновники ездят на автомобилях такого класса, я могу предположить, что если планка будет установлена, то она будет установлена на уровне 5-7 миллиона.
Ну и наконец, что касается экономического эффекта. Он-то как раз практически отсутствует. При расчетах налога, исходя из мощности, под него попадали около 20 тысяч машин, по большей части в Москве. Дополнительно можно было бы собрать около трех миллиардов рублей, что составляло несколько процентов от общей объема собранного транспортного налога. Не исключено, что на администрирование, то есть на сбор данных, беготню за автовладельцами и прочее, денег будут тратить больше, чем собирать. Именно поэтому налог на роскошь во всем мире считают не экономическим, а политическим.