Прямой эфир

Сергея Магнитского посмертно судят за «Газпром»

Здесь и сейчас
921
21:08, 18.02.2013

7 процентов акций «Газпрома», купленных компаний Hermitage Capital еще до 98 года, могут стать новым уголовным против Сергея Магнитского. Следственный департамент МВД собирается проверить московское отделение банка HSBC.

Сергея Магнитского посмертно судят за «Газпром»

По версии силовиков, именно в этом банке хранятся документы, компаний зарегистрированных в России. Якобы через эти компании фонд покупал и продавал акции «Газпрома» в тот момент, когда подобная деятельность была невозможна. В разработке незаконных схем подозревают покойного юриста Сергея Магнитского. Антон Желнов – подробнее.

Желнов: О том, что юрист Сергей Магнитский, скончавшийся в СИЗО в 2009 году, а также глава фонда Hermitage Capital Ульям Браудер причастны к продаже за границу акций «Газпрома», следствие говорило еще в 2009 году, сразу после гибели Магнитского.

Но до сих пор и Магнитский и Браудер подозревались лишь в уклонении от уплаты налогов. О «Газпроме» МВД устами своего источника вновь заговорило в конце января. А 18 февраля в «Коммерсанте» появилась информация, что по этому делу уже возбуждено уголовное дело, а Следственный департамент – проверит московское отделение банка HSBC: якобы банковские операции по приобретению и продажи акций госкомпаний за границу проводились через этот банк.

Одна из схем, которой мог воспользоваться Hermitage – до 2005 года для иностранцев действовал запрет на покупку акций госкомпаний – регистрация в особых экономических зонах, например, в Калмыкии, юридических лиц, далее покупка акций этими компаниями, а затем перекрестное владение ценными бумагами через кипрские офшоры с их последующей продажей. Так, следствие интересует 8 юрлиц, зарегистрированных в России; по версии МВД, всего в России было создано более 20 компаний – в том числе, в Читинской области и Бурятии. По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, такими схемами пользовался не только Hermitage, но десятки иностранных инвесторов.

Михаил Крутихин, партнер компании RusEnergy: Я думаю, что это целевая атака, поскольку тогда нужно абсолютно все инвестиционные фонды, которые этим пользовались и которые  в России работают именно по такой схеме, привлекать. Незаконного в этом ничего не было, по букве закона все было правильно с точки зрения тогдашних норм. То, что акции обездвиживались и готовились к новой либерализации - с точки зрения духа закона, скорее всего, было неправильно. То, что сейчас выделяется одна компания, которая, якобы, была в этом виновата - это совершенно точно заказное преследование.

В российском отделении HSBC комментировать запрос МВД отказались, заявив, что «московский офис действует в рамках, установленных законодательством, в том числе, при получении официальных запросов». Однако по информации «Коммерсанта», следователи настроены решительно: в запросе сказано, что если указанная информация не будет предоставлена, бумаги будут изъяты принудительно с привлечением сотрудников спецподразделений. То, что в деле Магнитского и самого Браудера, он оказался невъездным в Россию еще в 2005 году, фигурировал «Газпром», говорил в интервью ДОЖДЮ глава Hermitage. Правда, инвестор выдвигал иные версии, не связанные с акциями.

Уильям Браудер, глава Hermitage Capital: Мы не знаем, был ли это «Газпром», «Сургутнефтегаз» или «Транснефть», мы раскрывали коррупцию во всех этих компаниях в 2005-м. Мы были против выкупа собственных акций «Сургутнефтегазом», так как не было понятно, кому именно они принадлежат, и вся эта ситуация была достачтоно темной. Мы были против проекта капитальных затрат «Газпрома», переплат за трубы и продажу газа неизвестным предпринимателям. Против «Транснефти» за сокрытие отчетности и невыплаты дивидендов. Все это могло стать поводом. А может, они собрались вместе и сказали: "Достаточно, Браудер приносит слишком много неприятностей". Возможно, это сделал «Газпром». Что мы подобрались слишком близко к проекту увеличения капитальных затрат и переплаты за трубы.

По мнению партнера фонда Джемисона Файерстоуна, фонд не нарушил закон, когда занимался скупкой акций.

Джемисон Файерстоун, глава юридической компании Firestone Dunkan: Был указ от президента Ельцина, и в этом указе прописано было, как можно купить «Газпром», кто может. Были структуры, которые дали иностранцам возможность купить местный «Газпром». И их инвестиционные фонды создали структуры. Второй важный момент: допустим, кто-то нарушил указ и приобрел путем, не разрешенным в указе. Это не является уголовным преступлением.

Уголовные дела в отношении Магнитского и Ульями Браудера Тверской суд будет рассматривать 4 марта.