Корреспондент «Радио Свобода» Александр Валиев по прямой связи из Челябинска рассказал, ведутся ли восстановительные работы в городе так, как заявляют местные власти.
Валиев: Мне почему-то кажется, что какой-то город и живёт, но уже не Челябинск, а, скорее, Москва. Ко мне, как журналисту радиостанции «Свобода», очень многие обращаются из СМИ с просьбой рассказать и прокомментировать. У меня такое ощущение, что иногородние, в частности москвичи, интересуются этим гораздо больше, чем сами челябинцы. Челябинцы сейчас озабочены бытовыми вещами.
Лобков: А как идёт восстановление? Ударными темпами, как говорит губернатор Юревич, или всё-таки нет?
Валиев: Мне трудно судить об общей картине, потому что я ориентируюсь исключительно на официальные цифры и на разговоры со знакомыми, на сообщения в интернете. Декларируются ударные темпы, сегодня заместитель главы городской администрации Наталья Котова сообщила, что все школы, детские сады города и области работают в рабочем режиме, однако, зайдя на один из городских сайтов, на это заявление я обнаружил несколько возмущённых откликов челябинцев. Они говорят, что привели своих детей в сады и обнаружили, что какой-то детсад не принимает детей, например, детский сад № 319, в садике №422 окон нет, затянули полиэтиленом. Наверное, полиэтилен можно назвать временным выходом, учитывая то, что в Челябинске, слава Богу, не морозы, хотя по московским меркам это холодно -10 градусов.
Лобков: Какой-то бизнес вокруг этого делается? Были отрывочные сообщения о том, что пытаются продать похожие камни на осколки метеорита, стекольщики в несколько раз подняли цену на свои услуги.
Валиев: Сделать шоу из этого драматического события, конечно, желающие найдутся. Действительно появились объявления на сайте бесплатных объявлений о продаже обломков метеорита, цены колебались от 5 до 10 тысяч рублей. Сегодня появилось сообщение официального представителя полиции о том, что эти сообщения мониторят и будут с ними работать. Видимо, юристы и полиция обнаружили в этих объявлениях нечто незаконное, поэтому это будет пресекаться.
Что касается цен на окна, точной информацией я не владею, знаю только одно, что в пятницу, когда метеорит упал, рынок отреагировал на это поднятием цен. Губернатор заявил, что будет договариваться с оконными компаниями, чтобы они вошли в положение людей. Как бы то ни было, рядовые граждане не должны пострадать, даже если цены взвинтят. Сегодня заместитель главы города заявил, что те люди, кто будет самостоятельно менять окна, получат компенсацию на это из бюджета, при наличии документов, подтверждающих их расходы. Выяснилось, что у нас в городе не хватает рабочих рук, не хватает плотников, стекольщиков конкретно в ЖЭКах, которые должны заниматься восстановлением остекления. Поэтому эти ЖЭКИ предложили сегодня людям заниматься остеклением самостоятельно…
Лобков: Через коммерческие фирмы?
Валиев: Нет, именно самим вставлять. Нужно взять рулетку, измерить проём стекла, прийти в ЖЭК, где нарежут стекло, а дальше люди сами должны установить.
Лобков: «Интерфакс-Урал» передаёт, что в челябинских больницах продолжают лечение 17 взрослых и двое детей, которые получили травмы. Были какие-то проблемы с госпитализацией, со срочностью оказания помощи, или всё было вовремя? И что за травмы люди получили?
Валиев: Насколько я знаю, серьёзных травм, которые повлекли бы последствия для здоровья, к счастью, было не так много. Все мы знаем, что одного человека в серьёзном состоянии перевезли на спецборте МЧС в Подмосковье на лечение, но и то, насколько я знаю, эта женщина идёт на поправку, и врачи характеризуют её состояние как средней тяжести. Все остальные, в основном, получили осколочные порезы, не очень серьёзные черепно-мозговые травмы. Крови, насколько я знаю, было предостаточно, хотя кровопотеря не всегда характеризует тяжесть травмы.
Лобков: А город становится популярным, стали ли приезжать учёные, псевдоучёные? Ходят ли местные жители на озеро Чебаркуль, остаётся ли оцепление?
Валиев: Про оцепление сказать ничего не могу, также о том, ездит ли кто-то на озеро. Наверное, ездят, кто-то в поисках острых ощущений, кто-то хочет найти кусочек метеорита, но сказать, что это массовая тенденция, я бы не сказал. Ничего не знаю также и том, что кто-то из учёных приехал сюда. Наверняка, это есть и будет, но пока вся эта информация заслонена бытовыми вещами, восстановлением повреждённых зданий после метеоритной бомбёжки.