В Россию хлынули беженцы из Сирии и Египта. В Москве – наплыв христиан коптов, которые сбежали от гонений египетских исламистов. Не утихает и поток сирийцев, которые когда-то учились в России и теперь решили укрыться здесь от гражданской войны.
Но принять беженцев просто негде. В Москве и Подмосковье – нет центров по их содержанию, ближайший – находится в городе Очёр, это в Пермском крае, но и он под завязку заполнен – чтобы попасть туда, нужно ждать 2-3 недели – рассказывают правозащитники из центра «Гражданское содействие», которые приютили часть беженцев у себя. Одна такая семья беженцев из Сирии приходила сегодня в студию ДОЖДЯ.
Башар Раби: Мы приехали в Россию из посольства, с аэропорта Алеппо в Дамаск, а затем в Москву по визе.
Амал Жадх Отман, беженка из Сирии: У нас было много трудностей, потому что погода здесь сильно отличается. Мы постараемся больше сидеть дома.
Московские власти и Федеральная миграционная служба отказываются помогать беженцам. Многие – спят в метро или на улице. Кого-то приютили неравнодушные жители – рассказала глава Гражданского содействия, Светлана Ганнушкина. Но повезло – лишь единицам.
Светлана Ганнушкина, глава фонда «Гражданское содействие»: Визу в Россию получить проще. Тут действуют и коррупционные механизмы, и наличие фирм, которые оформляют туристические визы, прекрасно понимая, что люди едут за убежищем. И потом дальше они не получают ничего, хотя рассчитывают на то, что Россия, как страна, присоединившаяся к Европейской конвенции 1951 года по статусу беженцев, должна выполнять все обязательства, которые эта конвенция накладывает. Но не выполняет. Огромная проблема в том, что у нас нет никакого центра размещения. Как обстоит дело на западе? Человек вышел из аэропорта, прилетел в страну, даже если у него нет визы, - он только взял транзитный билет в страну, где не требуется визы, - и остановился в Вене, например, и произнес слово «азуль» - «убежище», и тут же появляются службы, которые будут им заниматься. Второй вопрос – предоставят ему убежище или нет. Но то, что он будет включен в процедуру, что ему дадут кров и питание на первое время, это однозначно. Это требование конвенции, функция управления Верховного комиссара ООН по беженцам – инициировать государство по выполнению этой конвенции. Мы ее не выполняем.
Всего с начала гражданской войны в Сирии оттуда бежали 700 тысяч человек, большая часть – в соседнюю Иорданию. Из Египта после победы на выборах братьев мусульман бежали около 10 тысяч христиан коптов.