Прямой эфир

Даниил Дондурей: Говорухин и другие старые кинематографисты хотят вернуть Советский Союз

Здесь и сейчас
1 506
21:53, 27.12.2012

Российские кинотеатры заставят показывать отечественные фильмы. По инициативе «Единой России» в следующем году введут специальные квоты – не менее 20% от всего проката должны быть родными фильмами. А за несоблюдение требований кинотеатры накажут штрафами от 100 до 400 тысяч рублей.

Даниил Дондурей: Говорухин и другие старые кинематографисты хотят вернуть Советский Союз

Владельцы кинотеатров считают, что эти меры приведут к кризису на рынке и закрытию кинотеатров. По данным прокатчиков, в следующем году в широкий прокат выйдет 21 российский фильм, из них семь появятся на экранах в первый же месяц. Тогда как в последние три месяца года в прокат выйдут только 5 российских картин. И кинотеатрам будет просто нечего показывать.

Новую кинополитику власти обсудили с главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем.

Казнин: Хочется понять, есть серьезные противники  этой инициативы, будет эта квота в 20%?

Дондурей: Начался серьёзный передел всего идеологического мира в нашей стране. Когда вчера вы обсуждали итоги политического года, вы не обратили внимание на очень важную вещь, которая прозвучала в послании президента, но про нее не говорят. Это новая идеологическая доктрина. Это государство-цивилизация, этого не было никогда. Это значит, что мы не европейская страна. Мы не восточная, но и не европейская. У нас свои законы, правила поведения, этика. У нас все свое. Кино лишь один из элементов. Про культуру же не будут говорить в серьезном смысле слова, потому что культура – это не только посещение кинотеатров, выставки или театра. Это более серьезная вещь. В связи с этим патриотизм, борьба со всем иностранным. Мы проигрываем конкуренцию с американским кино в сознании молодых людей, в первую очередь девочек. Миллиард евро, который в этом году собрал кинематограф, - это молодые люди с 14 до 21 года, в основном женщины, девушки-старшеклассницы и студентки.

Казнин: А квота вернет?

Дондурей: Тогда нужно все остальное. Если ты вводишь квоты, то ты должен запрещать свободную покупку американских фильмов.

Кремер: Или можно сделать ее невыгодной.

Дондурей: Ты тогда не можешь быть ВТО. Ты хочешь, чтобы сами кинотеатры против рыночных правил, а кинотеатры сразу же оказались примерно в 1997 году на рынке, это единственный из 13-14 элементов российского кинеметографа, который находится на открытом рынке. Они могу свободно покупать, свободно показывать, и никто не заставляет выбирать «Высоцкого» или «Август 8ого», но не показывать «Ночной дозор» и наоборот. Этого нет.

Кремер: При этом один из способов, которым Министерство культуры собирается отвоевывать этих девочек, это с помощью влияния на контент. Ровно об этом заявляет Владимир Мединский, который сегодня встречался с кинематографистами. Он накануне своей встречи снова повторил, что если деньги платит государство и субсидирует съемки, то оно имеет право влиять на контент.

Дондурей: Это суждение, которое даже президент повторил, говоря, что кто заказывает музыку, тот девушку и танцует. Никто не говорит, кто будет заказывать, что заказывать, от чьего имени, потому что во всех странах мира такая проблема есть. Там действует правило длинной руки. Чиновники никогда не могут участвовать в тех советах, которые определяют политику в этой области.

Кремер: А если чиновник сам писатель, он же в этом хорошо разбирается.

Дондурей: Нет, не может быть такого, потому что у него конфликт интересов. Все говорят о Франции, не понимая, как устроена французская модель. В дни премьер там по телевидению не показывают кино вообще. Все говорят о каких-то квотах. Там нет этих квот.

Кремер: Даже среди кинематографистов есть те, кто поддерживают этот закон и такой способ регулировать ситуацию в кино.

Дондурей: Это обычно старые люди.

Кремер: Станислав Говорухин.

Дондурей: Не молодой, согласитесь, человек. Им кажется, что можно вернуть советскую власть и что сейчас очень удобное время.

Кремер: Кто противодействует этим людям среди кинематографистов? Я так понимаю, что сегодняшняя встреча с министром была для того, чтобы примириться, потому что существует конфликт, довольно серьезная дискуссия.

Дондурей: Две основные силы против этого. И сами российские мейджеры, это большие компании как «Дирекция кино».

Кремер: Я хочу не про компании, а про личности.

Дондурей: У нас есть две продюсерские ассоциации. Обе против этого. Это ассоциация, председателем которой является гильдия продюсеров Ренат Давлетьяров, и Сергей Сельянов, тоже выдающийся продюсер из ассоциации продюсеров кино и телевидения. Такие режиссёры как Федор Бондарчук, Андрей Прошкин, не говоря о молодых режиссерах, которые снимают авторское кино, у них вообще нет никаких шансов, потому что это кино у нас ужасающе. У нас 2800 новых залов, они собирают 99% всех денег в кино. Только 19 залов из этих 2800 показывают так называемое художественное авторское кино.

Кремер: Для того, чтобы на эти фильмы ходили люди, эти люди должны быть образованы, понимать.

Дондурей: Мне кажется, что в 15-миллионном городе не хватит людей, которые могли бы понимать, что фильм «Фауст», который получил в прошлом году Золотого льва как лучший фильм мира.

Кремер: Прекрасно, все эти люди будут вынуждены смотреть «Фауста», если такая ситсема квотирования будет.

Дондурей: Невозможно. Та же самая проблема была в советское время. Советская власть никуда не ушла от Говорухина. Они в 9 утра ставили фильм «Гамлет» или «Король лир» Козенцева, в зале сидело 3 человека, а потом у них шло либо «Золото Маккены», либо мексиканский фильм. В паспортичке писали, что все 8 сеансов этого дня, был фильм «Король лир». Я могу еще рассказать три техники.

Кремер: Вы прямо коррупционные схемы раскрываете.

Дондурей: Конечно. Они дешевые установки blue-ray  поставят в коридорах, будет количество сеансов, будет количество времени, отчетность будет потрясающая. Это рынок, Россия, здесь большие мастера подковать блоху, правда, летать она потом не будет.