Робер Буржи на протяжении многих лет был главным посредником в отношениях между Францией и ее бывшими колониями в Африке. Речь идет о довольно тесных отношениях – страны вроде Габона, Кот д’Ивуара и Экваториальной Гвинеи получают от Парижа субсидии на развитие. Те лидеры, которые умеют договариваться с французскими политиками, в свою очередь получают от них поддержку на выборах, обещание дополнительной финансовой помощи и получают в распоряжение советников во время ведения своей предвыборной кампании.
Все дипломатические контакты в этой схеме, как правило, проходят в неофициальном режиме. С помощью посредников, одним из которых был как раз Робер Буржи. Он родился в сенегальской столице Дакар в семье богатого ливанского торговца тканями. Получил образование в ряде бывших французских колоний и в какой-то момент даже познакомился с профессором истории Лореном Гбагбо, который впоследствии стал президентом Кот д’Ивуара, и которого Франция несколько месяцев назад помогла свергнуть.
Но по-настоящему жизнь Буржи изменило другое знакомство – с другом его отца, известным французским дипломатом Жаком Фоккаром. Тот был для президента Шарля де Голля главным представителем в Африке. Именно усилиями Фоккара Франция смогла сохранить свое влияние на черном континенте.
Буржи сначала был протеже этого дипломата и благодаря этому получил место советника по отношениям с Африкой в администрации Жака Ширака в 1980-х годах. А потом он и вовсе занял место Фоккара, став ключевым игроком во всех сделках, политических кампаниях и закулисных переговорах.
По словам Буржи, в его обязанности входила и работа инкассатора. Во время вчерашнего интервью он заявил, что ему регулярно приходилось перевозить из африканских стран огромные суммы денег и невообразимо дорогие подарки. Их он передавал Жаку Шираку и одному из главных людей в его правительстве, премьер-министру Доминику де Вильпену.
Буржи утверждает, что это были взятки. Которыми президент Габона Омар Бонго и другие покупали молчание французских президентов. Де Голль, Ширак, Миттеран – все они якобы закрывали глаза на нарушения прав человека, на политические репрессии и на коррупцию, получая от своих африканских коллег десятки миллионов долларов. Буржи говорит, что сам перевозил эти деньги в чемоданах. Вильпену, по его словам, чаще всего нужны были не деньги, а какие-нибудь артефакты, связанные с его любимым Наполеоном Бонапартом. Шираку доставались изделия из золота и часы, инкрустированные бриллиантами.
Ну если украшениями особо не похвастаешься, если не хочешь вопросов от налоговой, то деньги вполне можно потратить на избирательные кампании – и Буржи заявил, что Жак Ширак получил второй срок не без финансовой поддержки от африканских коллег.
Сейчас он является одним из советников Николя Саркози и заявляет, что при нынешнем президенте позорные практики французской администрации прекратились. У других дипломатов и у многих наблюдателей это утверждение вызвало усмешку.
Интервью Робера Буржи слишком походит на предвыборную игру. Доминик де Вильпен собирается составить конкуренцию Николя Саркози на предстоящих выборах президента и пообещал, что подаст в суд на юриста за клевету.