Став премьером Медведев изменил свою позицию. Кто из чиновников уже вернулся в руководство компаний – Лев Пархоменко.
Пархоменко: Предварительные списки кандидатов советов директоров сегодня публикует газета «Коммерсантъ». По информации издания в двух третях предприятий, подконтрольных государству, количество чиновников увеличится. Самый яркий пример в самой большой госкомпании – Газпроме. Совет директоров Газпрома насчитывает 11 человек, из них 4 – представители самого Газпрома, 1 – чиновник, Виктор Зубков, бывший вице-премьер и ныне спецпредставитель Президента в форме стран-экспортеров газа. Он сейчас занимает пост главы совета директоров. 6 формально независимых членов совета директоров, хотя некоторые из них предложены государством, они фактически подчиняются директивам правительства.
По данным «Коммерсанта», в совет должны войти еще трое чиновников вместо трех членов, представленных от самой компании Газпром. Эти три чиновника – заместители министров экономики, регионального развития и энергетики. В результате впервые за многие годы в совете директоров Газпрома останется только один представитель самой компании – это глава правления Газпрома Алексей Миллер.
Похожая картина наблюдается в энергетических компаниях. В «Росгидро» двое чиновников составят компанию уже присутствующему там губернатору Хакасии Виктору Зимину, новые чиновники появятся также в «ИНТЕР РАО ЕЭС», в холдинге МРСК, в Федеральной сетевой компании и в крупнейших монополиях. Они вернутся, за последние два года Медведеву их удалось вывести. Двое возвращаются в РЖД, один в Зарубежнефть, и еще один в Росагролизинг. Это далеко не полный список, в других компаниях также появятся чиновники.
Единственной крупной госкомпанией, совет директоров которой останется не тронутым, является Роснефть и Роснефтегаз. Это вотчина бывшего вице-премьера, ныне главы Роснефти Игоря Сечина, все последние годы одного из основных оппонентов Медведева по экономическим вопросам.
Два года назад идея вывести госчиновников из совета директоров наряду с приватизацией была одной из основ политики президента Дмитрия Медведева по снижению государственного присутствия в экономике. Он обещал не смотреть ни на чины, ни на успехи и планомерно выводит чиновников. Одним из объяснений, которые тогда давал президент, состояло в том, что чиновники в советах директоров плохо влияют на инвестклимат. Экономист Сергей Алексашенко связи между этими двумя вопросами не видит, но считает, что возвращение госслужащих – негативный тренд.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ: Выбор чиновников был достаточно понятен для меня, потому что как правило в советах директоров были чиновники, которые сначала регулировали эту отрасль, а потом ее еще и контролировали, и сейчас они как органы управления. Такая странная конструкция. Как правило, им всегда времени не хватало на эту работу, и они мягко говоря прогуливали заседания, голосовали заочно. Я считаю, что здесь это движение назад, это ошибка.
Фактически речь идет о сворачивании еще одной реформы президента Медведева. Пока он был во главе государства, чиновников в советах директоров меняли близкие к ним персоны, так что они все равно сохраняли негласный контроль в компании. Конечно, пока речь идет о предварительном списке кандидатов, его еще предстоит утвердить премьеру Медведеву, но главное, этот список должен быть подписан в администрации президента, а там в последнее время зачастую имеют альтернативную точку зрения на то, кто может руководить госкомпаниями.