Прямой эфир

Алексей Асланянц: каталонцы прокормят себя сами

Здесь и сейчас
607
23:42, 26.11.2012

О том, реальна ли независимость Каталонии – спросили гостя студии Алексея Асланянца, журналиста, автора «Путеводителя Афиши» по Барселоне.

Алексей Асланянц: каталонцы прокормят себя сами

Писпанен: Каталонцы – действительно совсем отдельный от Испании народ?

Асланянц: Испания как таковая – это набор некоторых народов. Все, безусловно, считаются испанцами. Каталонцы очень обижаются, когда слышат, что язык называют испанским. Этот язык, язык Сервантеса, называется кастильским. Испанских языков несколько: есть кастильский, каталонский, баскский, галисийский.

Казнин: Можно ожидать в будущем отделения Каталонии? Или это наличие у людей самосознания, о котором они заявляют только на ментальном уровне, но не на уровне границ?

Асланянц: Я не берусь прогнозировать распад Испанского королевства в ближайшие годы, но несколько лет назад история с независимостью Каталонии была чем-то крайне умозрительным. Есть Левая республиканская партия Каталонии, которая очень хочет независимости. Партия заняла второе место. Никто это всерьез не воспринимал. Вот уже несколько лет раз в год в Барселоне на улицы выходят миллионы человек. В этом году 11 сентября было 1,5 млн. – это каждый пятый житель Каталонии. Представьте это в масштабах Москвы: 2 млн. человек на улице во главе с местной полицией, которые выступают за независимость. Выборы  проходили под лозунгом обретения независимости, и сейчас избранным кандидатам придется это как-то реализовывать, потому что есть правка в Конституции. Безусловно, она ничего подобного не предполагает, в отличие от Шотландии, где через два года будет референдум о независимости, и лондонское правительство заранее признает, что такой референдум будет. Мадрид говорит, что референдум, может быть, и будет, но он не соответствует Конституции Испании, никакого значения он иметь не будет. Каталонскому правительству придется принимать какие-то свои меры. Мы не понимаем, какие, но они уже заранее сказали, еще до выборов, что тогда им придется действовать в рамках законодательства Каталонии, которое надо будет еще принять специально для этого. Довольно интересно все.

Писпанен: Существует еще и экономическая сторона всего дела, помимо ментальной и исторической. Например, уже евро отреагировал падением на результаты выборов – впервые за неделю рухнул. Если действительно Каталония отделится, у них есть экономические возможности быть независимыми?

Асланянц: В чем главные их претензии сейчас, когда начался кризис? Там живет 15% населения Испании. При этом они производят 20% ВВП. У них самый высокий ВВП на душу населения, гораздо больше, чем в Мадриде или Андалусии. Они платят невероятное количество налогов. Немного получают обратно денег из налогов, которые они платят. Содержат менее успешные регионы. Каталонцы и баски – два народа, которые больше всего ратуют за независимость, - это два наиболее успешных в экономическом плане региона Испании. У Барселоны и Каталонии в рейтинге ЕС, который они считают по регионам, выше доход, объем экономики, чем у Ломбардии и Милана, например. То, что Милан сможет себя содержать самостоятельно, вы сомневаетесь?