Прямой эфир

Рабы из магазина и правозащитники получают угрозы: у хозяйки большие связи

Здесь и сейчас
2 149
17:21, 19.11.2012
Московская полиция проверяет жалобу правозащитников по делу о рабстве в одном из продуктовых магазинов. Об этом стало известно сегодня. И у правозащитников есть подозрения, что именно сотрудники УВД «Гольяново» пытаются спустить громкий скандал на тормоза. Даже возбуждённое уголовное дело на прошлой неделе закрыли.

Рабы из магазина и правозащитники получают угрозы: у хозяйки большие связи

Между тем, бывшие рабовладельцы, похоже, перешли в контрнаступление. И правозащитники, которые занимаются независимым расследованием, и сами освобождённые узники начали получать угрозы. Что им грозит, пытался выяснить Родион Мариничев.

Мариничев: Правозащитникам пока удалось добиться немногого, но определённые сдвиги в деле о «московском рабстве» есть. Причём с обеих сторон. Отделение полиции «Гольяново», сотрудников которого подозревают в укрывательстве рабовладельцев, будет проверено Управлением собственной безопасности. Это пообещал сегодня на слушаниях в Общественной палате замначальника Управления Андрей Севрюгин. Он подтвердил, что нарушения в «Гольяново» выявлены, но ещё рано говорить о том, насколько они серьёзны. Ну, а пока начинается проверка, владельцы злополучного магазина тоже не сидят без дела. Как выяснилось, хозяйка торговой точки, гражданка Казахстана Жансулу Истанбекова, на днях наведывалась к себе на родину с определённой целью.

Анастасия Денисова, координатор комитета Гражданское содействие: Одной девушке, которая выехала сейчас домой к матери в Казахстан после подробнейшего опроса нашим адвокатом, пришла домой Жансулу Истанбекова, это в Казахстане, еще с тремя людьми и настойчиво требовала от нее, чтобы она дала в СМИ интервью о том, что никакого рабства в магазине «Продукты» на Новосибирской, 11 не было и что ей там было хорошо. Вторая ситуация с, скажем так, предупреждением, была на телефон одного из потерпевших, который пока находится в Москве. Ему позвонил шофер этой хозяйки и сказал, чтобы он срочно содействовал установлению связей между хозяйкой и всеми сбежавшими рабами, и если он этого не сделает, то когда вернется домой в Узбекистан, то они постараются, чтобы его там посадили.

Таким образом, появляются всё новые доказательства того, что у бывших рабовладельцев, . как их называют СМИ, имеются очень большие связи, причём и у себя на родине, и в России. И дело не только в безнаказанности. На сегодняшних слушаниях в Общественной палате правозащитники заявили, что и они получают угрозы. Первое письмо поступило буквально на днях. Кто автор, выяснить пока не удалось.

Светлана Ганнушкина, глава комитета Гражданское содействие: Я не могу сказать, что это были какие-то сверхъестественные угрозы. Мы привыкли к тому, что нам звонят и говорят всякие неприятные вещи, никто на это уже не обращает внимания. Приходят письма с угрозами в нашу организацию, в том числе, уже от несуществующих лиц, от убитого националиста. На сей раз просто было передано одному из адвокатов через посредников, что нам не рекомендуют заниматься этим делом, потому что «мы не понимаем, во что мы вляпались».

И всё же правозащитникам удалось добиться ещё одной маленькой победы. Миграционные власти продлят срок пребывания в России бывшим гольяновским узникам. Сегодня это пообещала начальник управления Федеральной миграционной службы по Москве Ольга Кириллова. Она подчеркнула, что даст оценку действиям своих подчинённых, которые проверяли продуктовый магазин в середине октября, за две недели до освобождения узников, и не нашли и намёка на рабство. При этом власти до последнего грозили депортировать бывших рабов, так как те, не имея отнятых документов, находятся в России нелегально. В правоохранительных органах заявляют, что следователи собираются обжаловать прокурорский отказ в расследовании уголовного дела. Его берёт под свой контроль и глава комиссии Общественной палаты по безопасности Анатолий Кучерена. Однако правозащитники, ведущие свое независимое расследование, признаются, что в конечном итоге рассчитывают только на Европейский суд.