Российские власти отреагировали на принятие нижней палатой Конгресса США так называемого «списка Магнитского» – закона об ограничении въезда в Соединенные Штаты для российских чиновников, причастных, по мнению членов Конгресса, к гибели юриста Сергея Магнитского в московском СИЗО.
Закон Магнитского носит показной характер и не будет иметь никаких реальных последствий для визовых отношений России и США. С таким заявлением сегодня выступил глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов. ДОЖДЬ побеседовал с Маргеловым, и он сказал, что приветствует отмену сенатом США поправки Джексона-Вэника, а вот закон Магнитского на этом фоне считает популистским решением.
Михаил Маргелов, глава международного комитета Совета Федерации: Все это сопровождается принятием нового закона, далеко не единогласным даже в стане республиканцев, которые стоят за этим новым законом, который в российской политической элите, к большому несчастью, воспринимается как антироссийский. Само по себе принятие этого закона, скорее, акт рекламно-политический, потому что в американской системе решения о въезде или невъезде того или иного гражданина иностранного государства на территорию США принимается не на уровне законодательном. Финальное решение – за офицерами миграционной службы на стойке в аэропорту или в морском порту.
При этом Маргелов довольно осторожно высказался о возможных последствиях этого закона, отметив, что лучшим ответом будет ассиметричный – то есть, вопреки разногласиям вокруг ситуации с Магнитским, Россия и США могли бы продолжать перезагрузку отношений. Например, в сфере экономики.МИД России был резче в оценке произошедшего. Так, уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил: «Приняли откровенно ущербный законопроект, который под лозунгом «защиты прав человека» ориентирован на грубое попрание этих прав применительно к российским гражданам».
При этом и представители МИД, и депутаты Госдумы, от имени которых высказался лидер фракции «Единая Россия», считают, что российские власти приложили все усилия для расследования обстоятельств смерти Сергея Магнитского, так что все претензии на международном уровне беспочвенны и направлены на «формирование образа врага». «Россия должна ответить на такое давление симметричными мерами», – заявил Васильев. Ранее пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков пообещал, что ответ на принятие «списка Магнитского» будет адекватным.
«Список Магнитского» содержит 60 фамилий чиновников и служащих МВД, ФСБ, Федеральной налоговой службы, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ФСИН, фигурирующих в деле погибшего юриста Hermitage Capital. После того, как «закон Магнитского» примет верхняя палата Конгресса и подпишет президент Обама, въезд фигурантам списка в США будет запрещен, а финансовые активы (если, конечно, они у них есть где-то в Соединенных Штатах) будут заморожены.