Прямой эфир

«Архнадзор» просит Шойгу пустить людей к Минобороны: раньше туда экскурсии ходили

Здесь и сейчас
888
22:03, 15.11.2012
Нападки на Сердюкова продолжились сегодня и с неожиданной для бывшего министра стороны. На него пожаловались и защитники памятников истории из движения «Архнадзор».

«Архнадзор» просит Шойгу пустить людей к Минобороны: раньше туда экскурсии ходили

В открытом письме новому главе ведомства Сергею Шойгу они рассказали о том, как предыдущее руководство Минобороны нарушало закон об охране культурного наследия.

Как говорится в письме, Минобороны перекрыло участок Большого Знаменского переулка в Москве, где расположен особняк Сергея Щукина. Здание, между тем, является образцом архитектуры 18-19 веков. И тем самым Минобороны нарушает Конституцию, гарантирующую всем гражданам право на доступ к объектам национальной культуры.

О том, как Минобороны нарушает Конституцию, мы говорили с координатором движения «Архнадзор» Константином Михайловым.

Писпанен: Как давно вы следите за судьбой этих зданий, и как давно Минобороны отказывал вам в каком-либо ответе?

Михайлов: Следим с того самого момента, когда начались безобразия, когда был перекрыт переулок и началась реконструкция Фанагорийских казарм, то есть где-то с конца весны – начала лета.

Лобков: Где они находятся, напомните.

Михайлов: Большой Знаменский переулок соединяет Знаменку с Колымажным переулком, между Знаменкой и Волхонкой. Фанагорийские казармы, или Сенатский дом находится в бывшей Немецкой слободе на Бауманской улице. Нынешнее письмо не следует рассматривать как жалобу, мы обращались и к прежнему руководству Минобороны.

Писпанен: Вам просто не отвечали?

Михайлов: Никакой реакции не было. Это было в стиле прежнего руководства Минобороны на неудобные письма просто не отвечать. Дело по незаконно реконструкции Фанагорийских казарм дело расследовалось Главной военной прокуратурой. К сожалению, не знаю, чем это закончилось.

Лобков: А что там находится сейчас?

Михайлов: Там находится некая воинская часть. Там все как положено: КПП, колючая проволока, часовые. Когда начались эти работы, было очевидно, что они идут без всякого согласования с органами охраны и наследия, как того требует закон, а это очень ценные памятники архитектуры. Там два великих архитектора разных эпох участвовали в его создании и оформлении: в 18 веке Ухтомский, а в начале 19 века Осип Бове. Видно, что здание претерпевает значительный ущерб, туда приходил даже городской департамент культурного наследия с инспекцией, но его просто туда не впустили с простым объяснением: это территория Министерства обороны, никакие городские органы власти здесь не вольны что-либо делать. Это продолжается до сих пор, потому что реконструкция Фанагорийских казарм не завершена, оно рискует въехать в зиму с открытыми окнами.

Лобков: Министерство обороны вообще относится к своей собственности легко. Во что превратился Военторг, который как бы реконструировали.

Михайлов: Когда его ломали, он уже не был собственностью Министерства обороны. Это исключительно на совести Правительства Москвы. В настоящее время они находятся в ведении Министерства обороны, и я надеюсь, что Сергей Шойгу, уже знакомый с художествами Министерства обороны в Архангельском, исправит эти нарушения, допущенные прежним руководством Минобороны, потому что памятники должны реконструироваться в соответствии с законными процедурами, под присмотром специалистов. Памятники должны быть доступны, как говорит Конституция  и закон об охране культурного наследия.

Лобков: Здесь же тоже есть некие условности. Если там находится что- то секретное, например, Главный штаб в Петербурге буквально 10 лет назад стал доступным для посещения, а до этого там было Конструкторское бюро Министерства обороны.

Михайлов: Доступность можно по-разному понимать. К Главному штабу можно было хотя бы подойти, его осмотреть, сфотографировать, как и к дому Щукина, он входил в туристические маршруты, можно было остановиться перед фасадом. Когда перекрыли переулок, дом просто оказался на закрытой территории, его можно увидеть только с расстояния где-то в 500 метров. Достопримечательность выпала из культурного обихода без всяких законных оснований.

Писпанен: Посмотрим, что вам скажет новый министр обороны.