Эдгард Запашный приручит цирк на проспекте Вернадского. В последние два года цирк находится в управленческом кризисе. Дрессировщик из числа двух знаменитых братьев из этого кризиса его и выведет.
Начиная с восьмидесятых годов главой цирка на Вернадского был Леонид Костюк, но в 2010 с ним разорвали контракт. С тех пор в цирке сменились несколько директоров. Некоторые то и дело конфликтовали с труппой.
Новый директор Запашный обещает артистов не увольнять. Зато проверит финансы и оценит состояние здания, которому уже больше сорока лет.
О будущем цирка на проспекте Вернадского мы поговорили с его новым директором, Эдгардом Запашным.Запашный: У вас не совсем точная информация. Директора не менялись. Последний год исполняющей обязанности была Фарзана Халилова, а до этого все время был Леонид Костюк.
Писпанен: Значит информагенства немного слукавили, потому что было сообщение, что были конфликты с труппой у того и другого директора. Тем не менее, Вы приходите в благоприятную атмосферу? Вас с распростертыми объятиями там ждут?
Запашный: Судя по тому, что я сегодня получил порядка двухсот звонков и ста, на которые не успел ответить, от действующих артистов Большого московского цирка, наверное, говорит о том, что мне будут рады в этом цирке. Но честно говоря, не прощупав почву заранее, я бы не подал на конкурс, зная, что мне придется каким-то образом потом налаживать общий язык с труппой.
Лобков: Просто у нас у всех на памяти назначение Кирилла Серебренникова в Театре Гоголя и все последующие шлейфы скандалов, что разрушается репертуарный театр, куча обвинений. Цирк тоже бывает репертуарным или антепризным.
Писпанен: У Вас есть управленческий опыт? Это же один из самых больших цирков.
Запашный: Я сейчас по-прежнему нахожусь на должности артиста компании Росгосцирк, мне придется покинуть эту компанию, перейти в другую государственную структуру. Что касается руководящей должности, у меня многолетний опыт работы в фирме ООО «Цирк братьев Запашных», и это самый успешный сегодня коллектив в нашей стране. Это громадный коллектив, который стал финансово самостоятельным, не зависящим от государства, не пользующийся дотациями и выпускающий на постоянной основе новые спектакли с бюджетом несколько миллионов долларов.
Писпанен: Вы такой же и «Вернадского» сделаете, не пользующимся дотациями, зарабатывающий хорошие коммерческие деньги?
Запашный: Концепция развития циркового дела, которую успел подписать Путин, будучи еще председателем Правительства, до 2020 года подразумевает выход всей цирковой системы на самоокупаемость. Поэтому это должно стоять первостепенной задачей. Мой личный опыт говорит о том, что цирк должен отказаться от «бюджетной иглы», на которой он сейчас сидит. В пример я могу привести только частный цирк Никулина, который не пользуется бюджетным финансированием и является вполне прибыльным предприятием. Большой московский цирк, зал которого в полтора раза больше, почему-то не является настолько коммерчески успешным. Естественно, отсюда вопрос.
Лобков: Помогло ли Вам то, что Вы являлись доверенным лицом Путина на выборах, в каких-то контактах, в том, чтобы свою программу представить наилучшим образом?
Запашный: Я ожидал этого вопроса. Для всех тех людей, которые будут гнуть такую линию, я хочу сказать, что последние 5 лет мы с братом активно работаем с партией «Единая Россия» и поддерживаем как Путина, так и Медведева. Наверное, это запоздалая благодарность, если говорить буквально. Никакого отношения к этому не имеет, мы с братом достаточно давно и уверенно показали себя не только как артисты цирка. Я предложил моему брату пост художественного руководителя этого цирка.
Писпанен: Раньше советский цирк был очень значимым, на него смотрели во всем мире. Я знаю, что даже воровали какие-то ноу-хау, номера, дрессура была одна из самых сильных. Сейчас как обстоят дела?
Запашный: Если я задам вопрос, что привез Цирк Дю Солей в Москву, вы мгновенно мне ответите. Что показал Цирк на Вернадского за последние 5 лет, вы мне ничего не скажете. Вы не скажете мне ни одного имени, которое будет ассоциироваться с Цирком на Вернадского. Перемены надо начинать с самой структуры. Все те ошибки, отсталости, неконкурентоспособность начинается с руководства самого цирка, а не страны, потому что цирк –это искусство, которое легко переводится объясняется любому человеку на этой планете, он по-прежнему востребован по всему миру. Гастрольная деятельность имеет большие перспективы. Посоревноваться мы можем только с Большим театром. Перспективы восстановления той былой славы, о которой Вы только что сказали, абсолютно реальны для меня, я не вижу особых преград, тем более, что на сегодняшний день Минкульт впервые, наверное, за 10 лет повернулся непосредственно к цирку лицом. У нас проходят прямые диалоги, собраны рабочие группы по цирку. Я впервые за много лет как артист цирка вошел в общественный совет, чего раньше не предполагалось, что артисты цирка могут высказывать проблемы.
Лобков: Если говорить о Цирке Дю Солей, многие цирки мира уходят в отдых, потому что набирает силу защитное движение, считается, что это эксплуатация животных, попрание их личной воли. Вы много лет занимаетесь именно животными, опасными хищниками. Как Вы считаете, что здесь изменится? Будет ли это цирк более акробатическим и балетным, как Цирк Дю Солей, либо вы будете продвигать все-таки животных?
Запашный: Я за правду и ни в коем случае не хочу радоваться тем неудачам, которые постигают Цирк Дю Солей. Он как раз начинает жить второй жизнью, когда он начинает поднадоедать. Они закрыли шоу в Японии, закрывают в Китае. Поэтому они активно рвутся сегодня на неизведанный рынок России, Индии, где их все еще встречают с распростертыми объятиями. У них не собираются аншлаги по всей Америке, потому что это достаточно одноплановый цирк. Что касается тонкого момента по использованию животных, то я могу сказать, что надо создавать оптимальные условия для того, чтобы животные в цирке чувствовали себя комфортно, потому что статистика на нашей стороне. Животные в цирке живут в 2-3 раза дольше, чем на воле. Мало кто об этом говорит, потому что здесь ветеринарное обслуживание и правильное питание, уход.
Писпанен: А как же бесконечные ужасы с бродячими цирками?
Запашный: Я могу привести более сотни телеканалов местного розлива, где телекамеры падают в эфир, и их профессионализм нельзя сравнивать с вашим профессионализмом. Но и обобщать, что телевидение у нас непрофессиональное, нельзя. Точно так же, как детей бьют по всему миру неправильные воспитательницы в неправильных детских садах. Я за то, чтобы государство взяло на себя функции лицензирования цирков, чтобы все цирки перешли под жесткий контроль. Если сегодня цирк будет уличен в насилии, неправильном к зрителю, когда зритель вместе с лавочкой проваливается в канализационные люки, падают крыши, в буквальном смысле преследовать, наказывать, лишать пожизненно лицензии, тогда цирк станет профессиональным. Все те скандалы, о которых Вы говорите, идут вокруг частного цирка. Просто пресса любит округлять слово «цирк», не делая различий между государственным цирком, где достойный контроль, и частным цирком, который не поддается никакой логике.