Инвалидам летать нельзя. Верховный суд сегодня оставил без удовлетворения иск Общества защиты прав потребителей, которое оспаривало один из пунктов воздушных перевозок.
По этому пункту авиакомпания может без объяснения причин отказывать в полете инвалидам- колясочникам. Ответчиком по этому делу выступало Министерство транспорта. Его представители считают, что авиакомпании могут отказать в перевозке «колясочникам», прежде всего, ради безопасности других пассажиров.
Месяц назад широкий общественный резонанс получила история с отказом авиакомпании Air Berlin пустить в самолет группу российских инвалидов. Капитан лайнера согласился взять на борт только двух из шести колясочников. Немецкая авиакомпания объяснила это тем, что её правила разрешают провозить на одном самолете лишь двух инвалидов, и не больше. Именно после этого происшествия и был подан иск на Минтранс.
О том, почему инвалидам запрещают летать на самолетах мы обсудили с гостем студии Сергеем Поддубным, депутатом Госдумы, членом комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи, участником Паралимпийских игр 2012 в Лондоне.
Казнин: Как вы расцениваете решение Верховного суда?
Поддубный: Понимаете, мнение двоякое. По факту понять можно, потому что существует пробел в нашем законодательстве. Есть в федеральных авиационных правилах такой пункт, где перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресс-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки. Но нигде не написано, что подразумевается под условиями. В этом загвоздка.
Казнин: Кто должен эти условия прописать?
Поддубный: Принимаются изменения в Воздушный кодекс, которые приняты в первом чтении. Создана рабочая группа, которая занимается этими изменениями. Михаил Терентьев, депутат на коляске, не пришел сегодня сюда только потому, что завтра будет заседание этой рабочей группы.
Писпанен: Вы давно занимаетесь этой проблемой?
Поддубный: Законопроект этот готовится давно. Не так все быстро происходит. Что-то тормозит, но мы работаем над тем, чтобы все было быстрее. Мы, инвалиды, сами заинтересованы в этом.
Писпанен: Вы до того, как стать депутатом, когда-нибудь сталкивались с такой дискриминацией?
Поддубный: Лично я столкнулся один раз. Меня не хотела пускать авиакомпания S7, я летел из Москвы в Сочи на спортивный фестиваль. Принимала решение дежурная бригада стюардесс.
Писпанен: Это решение за капитаном?
Поддубный: Мне как-то удалось их уговорить и объяснить аргументировано, что ничего такого в моем перелете нет. Мне как спортсмену приходится очень много летать.
Казнин: Проблем не возникает?
Поддубный: Я летаю не в России, а больше за рубежом.
Писпанен: А там сталкивались с такими проблемами?
Поддубный: Условия, необходимые для перевозки инвалидов, в некоторых странах тоже очень несерьезны. Во многих зарубежных авиакомпании есть правило сажать инвалидов-колясочников на сиденья возле прохода. Вроде как это по правилам безопасности. Но по факту, представьте, что нас сажают в первую очередь, потом пассажирам приходится через нас перелазить, я не могу встать и пропустить. Представьте, что произойдет ЧП. Меня вытаскивать будут очень сложно, будет паника. Люди, которые сидят за мной, почти обречены.
Писпанен: Об этих условиях безопасности, видимо, и идет речь…
Поддубный: Мы должны сидеть возле иллюминатора, чтобы никому не приносить неудобств. В международных авиакомпаниях есть эти правила, но они носят рекомендательный характер.
Казнин: Вы хотите сделать их обязательными?
Поддубный: Да. В этих изменениях в Воздушном кодексе все будет прописываться. Будет вводиться отдельная статья, определяющая условия обслуживания отдельных пассажиров. В ней будет четко прописан минимальный набор требований к аэропортам и авиаперевозчикам. Установлен запрет отказа в услуге даже в случае отсутствия соответствующего оборудования. Если по каким-то причинам не смог обеспечить эти условия, он не может отказать.
Казнин: Самолет должен соответствовать требованиям?
Поддубный: Из моей практики это роли не играет. Во всех Аэробусах и Боингах есть маленькие коляски, они идут в комплекте. В больших аэропортах, думаю, уже все приспособлено. Думаю, проблема в маленьких аэропортах, где условий нет.