Прямой эфир

Сирийские повстанцы выбрали лидера, чтобы не пугать западных союзников

Здесь и сейчас
309
16:49, 12.11.2012

Сирийская оппозиция пошла на решительный шаг в борьбе за расположение спонсоров и попыталась сформировать правительство. У сторонников повстанцев – и особенно, у США – давно к ним есть претензия: мятежники не могут представить сирийскому президенту Башару Асаду весомой альтернативы. И неясно, что будут делать оппозиционеры, если произойдет невозможное и Асад уйдет.

Сирийские повстанцы выбрали лидера, чтобы не пугать западных союзников

 Сирийская оппозиция, некогда мирная и сплоченная, превратилась в скопление группировок, стоило только взять в руки оружие. Многие населенные пункты, особенно на севере и северо западе Сирии, сейчас находятся под контролем повстанцев. Которые в свою очередь, контролю почти не поддаются.

Сирийский национальный совет, который был создан еще в прошлом году, заседает в крупнейшем турецком городе, Стамбуле и с трудом поддерживает связь с боевиками в самой Турции. Кому переводить деньги и кому предоставлять разведданные – все эти решения, по неофициальным данным, принимают специалисты из ведущих стран НАТО и Лиги арабских государств.

Поэтому новости о создании контролирующих структур партнеры повстанцев встретили с одобрением. Будет сформировано своего рода альтернативное правительство, и возглавит его Муаз Хатиб, бывший настоятель одной из мечетей в Дамаске.

Он сбежал из Сирии этим летом, отсидев несколько раз в тюрьме за критику правительства Асада. Хатиб и четыре его зама будут руководить Национальной коалицией революционных сил. Создадут свой собственный временный кабинет министров, попытаются сформировать что то вроде альтернативной судебной ветви и, главное, в ближайшее время под их руководством начнет работать сирийский реввоенсовет.

Хатиба считают умеренным исламистом из числа суннитов, и он уже пообещал подчинить новому правительству вооруженные группировки. Но де факто новому представителю сирийских оппозиционеров, скорее всего, придется стать этаким зиц председателем. Так, например, считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока: Человек уже сразу может уходить в пользование историкам-архивистам, еще не начав ничего делать, потому что больше им никто не будет интересоваться. В данном случае вся эта позиция нужна исключительно для того, чтобы придать ну хоть как-нибудь, чего-нибудь легитимное происходящим безобразиям в глазах западной прессы, западных политиков.

Сирийская оппозиция, вероятно, очень хочет повторить успех ливийской. У которой в свое время был уважаемый председатель – Мустафа Абдель Джалиль, был свой оплот на территории страны – Бенгази и была более или менее четкая структура управления. После убийства американского консула в Бенгази стало очевидным, что ливийцы тоже не могут подчинить себе вооруженные группировки. Также стало понятно, что администрация Барака Обамы подумает дважды перед тем, как поддерживать исламистов в Сирии большими деньгами или оружием. И война там может затянутся на неопределенное время.