Сотрудники первого управления Следственного комитета по Москве написали обращение к главе СКР Александру Бастрыкину с требованием восстановить на работе их коллегу, уволенного без причины. Вместо помощи они получили многочисленные проверки. Политические дела довели самую профессиональную команду московских следователей до полной реорганизации.
Руководитель Главного следственного управления СКР по Москве Вадим Яковенко проводит политику, направленную на «лишение следователей процессуальной самостоятельности, подавление уверенности, что они смогут отстоять свою законную точку зрения по уголовному делу». С таким обращением 90% следователей самого профессионального «бандитского» отдела СКР по Москве обратились к Александру Бастрыкину. Документ сегодня печатает «Новая Газета». Скандал разразился из-за увольнения их коллеги, заместителя руководителя Виталия Ванина. Он пошел на принцип в уголовном деле Расула Мирзаева – самбиста, ударившего студента Ивана Агафонова, которой позже скончался. «По сути дела Ванина наказали за то, что он доказал неумышленный характер преступления и попытался отстоять свою точку зрения. Опытный следователь переквалифицировал обвинение на менее тяжкую статью, но потом началась та самая политика. Отказываться от своих выводов сотрудник с многолетним стажем, который сажал «ореховскую» группировку, не стал. По словам корреспондента «Новой газеты» Романа Анина, он и сейчас не теряет самообладания.
Анин: Он следователь, это человек, который в своей жизни перевидал десятки, может быть и сотни трупов, сажал самых оголтелых и отмороженных бандитов, поэтому сказать там, что он подавлен из-за этой истории, я не могу, и он явно не лирик, чтобы там какие-то проливать слезы. Спокойствие, смешанное с какой-то грустью по поводу того, что то, чем он занимается, он больше не сможет заниматься. Люди не хотят выносить сор из избы. Они пишут еще одно обращение и им опять же никак не отвечают. Вместо этого они видят, что человека уволили, начинают запрашивать уголовные дела, выискивать там всякие недостатки. То есть идет реакция обратно.
Коллеги Ванина написали свое первое обращение непосредственному начальнику Вадиму Яковенко – раньше он работал в администрации президента. Вместо ответа они получили лишь проверки и приказ расследовать уголовные дела по лидерам оппозиции и Болотной площади.
Анин: Конкретно на Валерия Ванина, конечно, это, прежде всего дело Мирзаева. Но я вот специально ни в публикации, ни в общем-то сейчас, не хочу вдаваться в подробности этого дела, потому что я их даже не изучал. Что касается увольнения Ванина, то это, прежде всего, дело Мирзаева, потому что других дел в то время у него в производстве не было. Что касается остальных, которые сейчас находятся в стадии увольнения, либо перевода, то, безусловно, для них это, прежде всего, это обстановка, сложившаяся с политическими делами. Дело не только в Ванине, а в том, чем нам приходится заниматься и во что превратили наше бандитское управление. Те люди, которые сажали маньяков, вдруг начинают, их заставляют изучать речи Навального на митингах, ну, понятно, у них меняется мировоззрение, они понимают, для чего вообще такая работа нужна.
В середине ноября состоится суд по иску Виталия Ванина к Следственному комитету, он собирается обжаловать незаконное увольнение. Журналисты помнят его по громким бандитским делам и расследованиям убийств, совершенных националистическими бандами. Без «ищеек первого управления», как их называют даже свои, разбираться в тяжких делах придется молодым сотрудникам в дорогих костюмах. Сам Виталий Ванин на продолжение работы в СКР не надеется.