В Совете федерации, который неформально называют «палатой миллионеров», комиссия по проверке наличия у законодателей бизнес-активов, не обнаружила ни одного случая нарушения закона: «Нами не выявлено нарушения действующих норм закона о статусе членов Совета федерации в части ограничений и запретов», – заявил председатель комиссии Юрий Воробьев.
Подробности – у Лолы Тагаевой.
Тагаева: Хотя в сенате бизнесменов не нашли, однако предложение о создании государственной организации – траста, который принимал бы принадлежащие сенаторам и депутатам доли в различных компаниях и управлял ими на время их работы в Госдуме и Совете федерации, было сегодня озвучено. Согласно закону «О статусе члена Совета федерации и депутата Госдумы» депутатам и сенаторам запрещено заниматься бизнесом на время их работы в Парламенте. Зампред Совета федерации Юрий Воробьев отметил, что сейчас процедура передачи в управление активов и долей в доверительное управление прописана недостаточно и у сенатора нет полной уверенности, что произведенная им процедура передачи долей в доверительное управление позволяет проверяющим органам считать, что он уже не имеет отношения к бизнесу. Сенаторы, по их словам, заботятся не о себе, а о своих приемниках – у них-то все прозрачно и не нарушает закон.
Тюльпанов: Все те люди из бизнеса, которые приходят в политику, они заранее и глубоко продумывают куда, кому они этот бизнес отдадут. Поэтому сегодня, еще раз подчеркну, нельзя управлять им, нельзя быть генеральным директором (я вот исполнительный директор), мы можем просто быть акционерами, это законом разрешено. Это, возможно, создано для будущих сенаторов, для будущих депутатов Госдумы, которые придут из бизнеса.
Правда, не все сегодняшние сенаторы помнят, какой же у них был бизнес и даже готовы написать по своей инициативе заявление с просьбой проведения в отношении них проверки. «Многие из сенаторов начинали свой бизнес в начале 90-х годов, прошло много времени, и что-то могло забыться, поэтому они и вышли с такой инициативой с тем, чтобы было точно установлено, что их парламентская деятельность не нарушает закон».
Предложение о создании траста уже поддержала и спикер Валентина Матвиенко. По словам замдиректора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транспаренси Интернешнл – Россия», о создании траста давно идет речь. Однако должно быть несколько компаний, которые могли бы управлять этими активами, дать им лицензию, чтобы депутаты сами выбрали, кому отдавать, говорит Ниненко.
Ниненко: Ситуация, которая существует сейчас, когда они все передают это своим женам, конечно, недопустима. Это связано, конечно, с делом Гудкова, потому что вся история с делом Гудковым, привлекла внимание к этой сфере, которая совершенно не урегулирована. Есть общее правило о том, что нельзя заниматься бизнесом, и надо передать свои активы в доверительное управление. Но как они их должны передать и что значит «не заниматься бизнесом» - непонятно. То есть, вот если был бы было однозначное правило, что вот надо передать вот в эту компанию, соответственно, не передал, значит нарушил. Там у половины из них есть акции, но при проверке вдруг обнаруживается, что он задним числом передал их в доверительное управление своей жене.