Реакции Дмитрия Медведева на эту масштабную сделку пока нет. До этого правительство России в лице министра экономического развития Андрея Белоусова и вице-премьера Аркадия Дворковича выступало против грандиозных планов, ссылаясь на то, что без визы премьера подобные сделки невозможны. Но, оказалось, что возможны. Кто выиграл и кто проиграл – разобрался Антон Желнов.
Желнов: Все решилось в конце прошлой неделе в Лондоне, где Игорь Сечин подвел итоги переговоров с главами BP Карлом Хенриком Сванбергом и Робертом Дадли. Лондону предшествовала сочинская встреча топ-менеджеров BP и того же Сечина с президентом Владимиром Путиным.
Сечин: Мы завершили основные переговоры по вопросу нашего сотрудничества с компанией BP, и на сегодня могу вам доложить, Владимир Владимирович, что подписаны соглашения о принципах по выкупу доли BP в компании «ТНК» со стороны «Роснефти».
Но официальных заявлений и пресс-релизов до сегодняшнего дня не было. Кроме того, не было понятно, как «Роснефть», заявившая о своих планах на ТНК-BP еще летом, поступит с российскими акционерами предприятия – консорциумом «Альфа-Аксесс-Ренова». Все вышло предсказуемо: «Роснефть» выкупит 50% пакет за 28% млрд. долларов.
Акционеры «Альфа-Аксесс-Ренова» – среди них Михаил Фридман, Леонид Блаватник и Виктор Вексельберг, еще несколько лет назад судившиеся с «Роснефтью» из-за видов последней на BP, новость не комментируют, а о выходе из капитала компании представители консорциума заявили неделю назад, дав понять: партнерства не будет. На данный момент схема выглядит так: «Роснефть» выкупает у консорциума AAR их пакет за 28% млрд., плюс (и это самое важное, прим. ред.) – 50% пакет британцев. Правда, не всё наличными. За большую часть акций «Роснефть» заплатит деньгами – это 17% млрд., другая часть – в обмен на собственные 13% акций. Таким образом, BP станет совладельцем самой крупной нефтяной компании России. Эксперт инвестфонда «Капитал» Виталий Клюков считает, что свободных денег на счетах компании не так много – «Роснефть» будут кредитовать западные и российские банки.
Крюков: Для первой сделки будут привлекаться западные деньги у западных банков. Уже есть определенные договоренности с банком, который предоставит кредитные ресурсы под эту сделку. По второй части сделки с AAR на 28 млрд. долларов, думаю, здесь может быть некий консорциум банков. Это могут быть и российские, и западные банки.
Экономист Константин Сонин считает, национализировав THК-BP, государство действует не в экономической, а политической плоскости, не доверяя частным акционерам.
Сонин: Мне кажется, что глубокого экономического содержания в этом нет, потому что для российских граждан требуется, чтобы, во-первых, компания BP управлялась, и, во-вторых, чтобы платила больше налогов. С точки зрения эффективности, нет никаких показаний к тому, что государственная компания управляет эффективнее, чем частная. Наоборот, весь опыт говорит об обратном. С точки зрения уплаты налогов, госкомпании в каком-то смысле труднее уклоняться от уплаты налогов.
По мнению экспертов, мнение Федеральной антимонопольной службы и правительства России в достигнутых договоренностях никак не учитывалось, а попытки вице-премьера и куратора топливно-энергетического комплекса Аркадия Дворковича, а также министра экономика Андрея Белоусова повлиять на ситуацию провалились. Газета «Коммерсант» со ссылкой на своего источника пишет, что в пятницу в Белый дом был вызван глава ВР в России Скотт Слоан. В разговоре Дворкович выразил неудовольствие действиями BP, сказав, что связались не с тем, и что больше он слышать не хочет про BP. Официальных комментариев со стороны Дворковича или премьер министра Медведева пока не было. В итоге «Роснефть» становится крупнейшей нефтяной компанией в мире. По оценкам «Коммерсанта», это более 3 млн. баррелей в сутки. В то время как у ExxonMobil – чуть более 2-х, а у китайской PetroChina – 2,49.