Премьер обозначил срок – правительство рассмотрит законопроект уже 20 октября однако полный запрет на курение в общественных местах вступит в силу только 1 января 2015 года.
Первый раз Минздрав вносил такой проект еще весной, но аппарат правительства вернул его на доработку. Антитабачные активисты объясняли это борьбой лоббистских групп внутри кабинета министров: считалось, что министерство экономики и минпромторг опасались потери доходов и рабочих мест, а Международная конфедерация обществ потребителей обращалась в прокуратуру, чтобы сложившуюся ситуацию проверили на коррупционную составляющую.
Уже сегодня табачные лоббисты предупреждают: «Запрет на продажу сигарет в маленьких магазинах возродит нелегальную торговлю с рук», – об этом заявил сегодня генеральный директор отраслевой ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин. Окончательно ли решение правительства бороться с курением, или законопроект будет смягчен в интересах производителей табака, – выяснял Тимур Олевский.
Олевский: Противников новых инициатив, за которые ратует Дмитрий Медведев, нашлось немало не только среди производителей сигарет и бизнесменов, но и в самом правительстве. Но, курильщикам придется привыкать жить по-новому, Это премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил совершенно определенно в своем видеоблоге. Закон, который вводит новые запреты и ограничения, правительство рассмотрит до конца октября. В своем видеообращении Дмитрий Медведев особенный упор сделал на иностранные компании, работающие на российском рынке.
Медведев: Правительство России приняло антитабачную концепцию, и сейчас мы начинаем ее реализацию. Не секрет, сегодня Россия – самая курящая страна в мире, мы об этом часто говорим. 44 млн наших граждан зависят от ежедневной дозы никотина – подумайте, это треть страны, включая детей! И еще мы второй по объему в мире после Китая (Китай где и где мы?) рынок табака. И этот рынок делится между четырьмя крупными иностранными компаниями, каждая из которых пришла в Россию в начале девяностых годов. К сожалению, тогда, в 90-е годы, государство не посчитало рисков иностранных табачных инвестиций в российскую экономику. Вложив деньги в рекламу, в дизайн, в производство легких, так называемых женских сигарет, табачные компании удвоили продажи.
Закон, который должен заработать в полную силу в январе 2015 года предусматривает полный запрет курения в общественных местах, в школах, на детских площадках в поликлиниках и кафе. Рестораны будут вводить его поэтапно. Документ также обязывает сделать свободными от курения все здания, где расположены органы государственной власти. Также он подразумевает увеличение акцизных сборов, с производителей табака, а так же запрет торговли в палатках и прямой рекламы в магазинах. Но против этого выступает Министерство финансов, там опасаются снижения поступлений в доходную часть бюджета. В Минздраве в ответ говорят, что жизни дороже, а депутат Николай Герасименко и вовсе утверждает, из 600 миллионов рублей которые тратят курильщики в год, российский бюджет почти ничего не получает, все уходит иностранцам.
Герасименко: Дмитрий Анатольевич говорил о необходимости повышения акцизов. Он абсолютно правильно говорил, но Минфин, как подразделение Минэкономразвития, блокирует пока существенное повышение акцизов. Сейчас уже вряд ли, потому что это все уже забили, а вот на следующий год или в течение года это можно вполне. А у нас Боярский рекламирует все время сигареты. Как будет внесен, он поступит 1 ноября, то где-то в начале декабря будет первое чтение.
Между тем, в табачной отрасли против закона Минздрава ничего не имеют, но не понимают, зачем нужно вводить тотальный запрет и напоминают, что табачники подняли производство практически с нуля, без бюджетных средств.
Желнин: Я хочу подчеркнуть, что страна именно благодаря приходу международных компаний из, в общем-то, отсталой отрасли превратила ее в абсолютно современную отрасль. Если 20 назад страна наполовину зависела просто физически от объема импорта, то сегодня Россия стала заметным экспортером. Можно подумать, что не президент России, а табачные люди и я, в частности, управляем всем этим делом, что, конечно, абсурд. Что именно, какие сомнения высказывает обычно Министерство финансов, Министерство экономики – это вполне разумные сомнения, связанные с экономической стороной дела и не касаются каких-то вопросов, где можно курить, где нельзя курить.