Прямой эфир

Русско-турецкая, но не война. Инцидент с самолетом решили замять

Здесь и сейчас
2 772
19:37, 12.10.2012

Дипломатический конфликт между Россией и Турцией продолжает набирать обороты. Сегодня глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что груз, конфискованный турецкими коммандос из сирийского гражданского лайнера, был отправлен из России по всем правилам.

Русско-турецкая, но не война. Инцидент с самолетом решили замять

Он также объяснил, что было в контейнерах, а в Дамаске и вовсе назвали премьер-министра Турции лжецом. Тем временем сирийские повстанцы добились еще одного крупного военного успеха, подробнее об этом Тимур Олевский.

Олевский: Скандал из-за принудительной посадки рейса Москва-Дамаск в аэропорту турецкой столицы, казалось, поставил Россию в тупик. Больше суток в прессу попадали лишь комментарии неназванных источников, в том числе из военно-промышленного комплекса, которые утверждали, что на борту самолета сирийских авиалиний не было никаких боеприпасов или оружия. МИД, попавший в трудную ситуацию из-за явного нежелания портить отношения с Анкарой, подбирал выражения, и вот сегодня вечером ситуацию прокомментировал глава российской дипломатии, Сергей Лавров. По его словам, в багажном отделении пассажирского самолета находились детали для радарного оборудования, а их перевозка не является противозаконной. «У нас секретов нет. Никакого оружия, там, конечно, не было и быть не могло. На самолете находился груз, который легальный российский поставщик направлял легальным способом легальному заказчику, добавил Лавров. Министр отметил, что это была продукция двойного назначения, но Турция об этом знала и предложила пилотам лайнера лететь в обход страны, однако они понимали, что ничего не нарушают. После обыска самолет, на борту которого были россияне, отправился в Дамаск, о оттуда полетели упреки и требования вернуть похищенное. Министр транспорта Сирии даже назвал премьера Турции Рэджепа Эрдогана лжецом, за его комментарии. При этом никаких серьезных последствий для российско-турецких отношений, несмотря на воинственные заявления некоторых депутатов, не последует.

Кагарлицкий: Это был сирийский самолет, который чего-то там забрал. Мы не знаем, чего, как. Думаю, что это не поставки российских технологических вооружений в Сирию. Думаю, что это местная инициатива, а может быть и провокация. Все прекрасно понимают, что там началась огромная гражданская война, которая подпитывается извне суннитами арабского залива. Россия не хочет слишком сильно вовлекаться в эту довольно противную ситуацию. Турция играет свою собственную игру.

О том, что волнения скоро успокоятся, говорит сам характер заявлений, например, записной ястреб правительство Дмитрий Рогозин не высказался остро на тему происшествия, однако производитель запчастей в России и получатель в Дамаске собираются добиваться, чтобы Анкара все изъятое вернула. Кстати, в Турции сегодня прошли многотысячные антивоенные манифестации. А в Сирии продолжаются бои вдоль турецкой границы и в пригородах Алеппо. Сегодня повстанцы отрапортовали о крупном успехе – захвате базы ВВС, с самолетами на взлетном поле, уничтожили ракеты и радары, и захватили в плен 10 солдат. Журналистка из России, которая работает на целый ряд изданий в нашей стране и на проправительственное информагентство Сана, Анхар Кочнева пропала в районе Хомса несколько дней назад. Ее друзья забили тревогу. Девушка, отправилась на задание и не вышла на вязь, рассказала нам ее знакомая, политолог Дарья Митина.

Митина: Они ездили читать лекцию в каком-то культурном центре. Они ее прочитали, все было нормально. А дальше Анхар отделилась и поехала одна. Она села в такси, был бородатый таксист, что удивительно. Она почти всегда ездит одна, без сопровождения, без съемочной группы. Никакой вооруженной охраны нет, естественно. Она независимый журналист, на кого-то в штате не работает, а сотрудничает со многими СМИ.

По некоторым данным от ее друзей, Анхар Кочиева нашлась, но что с ней – до сих пор неизвестно. Она может оказаться в руках повстанческих сил, ее коллеги призывают подождать новой информации. Кочнева не имеет сирийского гражданства и, скорее всего, въехала в страну по украинскому паспорту. Сейчас в Сирии значатся пропавшими без вести французский и ливанский журналисты и арабский репортер, работающий на американское СМИ.