Зураб Карумидзе, советник лидера грузинской оппозиции Бидзины Иванишвили, рассказал о сегодняшних выборах в парламент.
Казнин: Мы продолжаем следить, что происходит в Тбилиси. С нами на прямой связи по Skype Зураб Карумидзе, советник Бидзина Иванишвили. Здравствуйте.
Карумидзе: Здравствуйте.
Казнин: Скажите, Бидзина Иванишвили заявил неожиданно, что готов сотрудничать с Михаилом Саакашвили, если победит партия власти. Как расценивать это заявление, ведь непримиримые оппозиционеры этого от него не ожидали?
Карумидзе: Дело в том, что Бидзина Иванишвили всегда подчеркивал, что он будет противостоять любым попыткам агрессивного выхода на улицы в случае фальсификации выборов и так далее. Он просто человек сбалансированный и всегда призывает всех к спокойствию и порядку.
Казнин: «Грузинская мечта» занимает меньшинство в парламенте. Что дальше? Будет работа с большинством провластным или нет?
Карумидзе: Я сомневаюсь. Я сомневаюсь, что даже при вот таких нарушениях, которые сейчас идут, «Грузинская мечта» получит меньшинство. Но если даже получит меньшинство (смотря, какое меньшинство оно получит), если это будет в таких масштабах фальсификация, что национальное движение опять заполучит конституционное большинство, то в этом случае я не вижу смысла в сотрудничестве. А если будет просто неконституционное меньшинство, или просто меньшинство, то это меньшинство потом может превратиться в большинство.
Казнин: Если будет все-таки большинство, есть ли экономическая программа четкая у блока «Грузинская мечта»? Ведь в этом многие видят слабость, только громкие политические заявления, кстати, и с одной, и с другой стороны, и непонятная экономическая программа.
Карумидзе: Я считаю, что это все-таки часть того негатива, который исходит от команды Саакашвили. У «Грузинской мечты» есть очень четкая и экономическая программа, и социальная программа на 80-ти страницах, на двух языках она издана и существует. И сам лидер оппозиции, лидер этой коалиции Иванишвили очень много и часто об этом говорит, и другие лидеры тоже выступают. Наиболее важные элементы этой программы – это, конечно же реформа здравоохранения, то есть, страховка, которая будет универсальна. Это огромная помощь и огромные инвестиции, инъекции в сельское хозяйство Грузии, что очень важно в случае создания рабочих мест и так далее. Это все расписано, это все осмыслено и расписано специалистами.
Казнин: Просто два теперь момента интересных. Бидзина Иванишвили обвиняют, в том числе партия власти, в том, что он каким-то образом связан с Москвой и грузинскими ворами в законе, которые очень хотят вернуться в Грузию. А с другой стороны, противники Иванишвили с другого фланга обвиняют его в том, что он, в общем-то, предлагает то же самое, что и Михаил Саакашвили, и во внешней политике, и во внутренней политике. Где здесь правда?
Карумидзе: Во всяком случае, тот факт, что Саакашвили связан или с Москвой или с ворами - это абсолютная неправда. Это часть опять же той легенды, которую очень интенсивно распространяет именно вот команда Саакашвили. Что касается другой стороны, я не могу представить себе правительство Грузии, которое откажется от североатлантического движения Грузии и от того, что мы представляем себя именно частью Североатлантического Альянса и сообщества. А то, что там какие-то воры и тому подобное - это все байки, которые придумал Саакашвили, чтобы отпугнуть и грузинских избирателей и западных наблюдателей.
Казнин: Интересно, почему Тбилиси голосует за «Грузинскую мечту» - это, кстати, признают и даже сторонники Саакашвили, - а регионы все-таки больше поддерживают партию власти?
Карумидзе: Я не знаю, откуда у вас такие данные. Тбилиси последние, я не знаю, шесть лет, всегда голосует против Саакашвили. Ситуация сегодняшняя в регионах, я бы не сказал, что регионы голосуют за Саакашвили. После того, как заработал принцип «Маст Керри», когда критические каналы Саакашвили, так сказать, получили доступ к широкой публике, то там ситуация сильно изменилась. Особенно ситуация изменилась после показа видеоматериалов о пытках в грузинских тюрьмах. Ситуация очень резко изменилась за эти две недели последние. Да и сама активность Иванишвили очень позитивно сработала в этом направлении. Не только на самого Иванишвили, но и на других лидеров коалиции, например, Иракли Аласания, который здорово поработал в Мегрелии.
Казнин: Скажите, почему так боятся все политические силы Грузии обвинения в связях с Москвой? Это из-за войны случившейся?
Карумидзе: Да нет, это старая штучка: вы знаете, создание внешнего врага, и потом как можно интенсивнее всех присовокупляете к этому образу. Это было еще со временем Звиада Гамсахурдия. Да, Москва действительно играет очень деструктивную роль на Южном Кавказе, но повторяю, придавать этому такие масштабы - это слишком. Нужен диалог с Москвой и надо улаживать наши отношения.
Казнин: А все-таки, представим, что Бидзина Иванишвили и его блок побеждают. Какие-то шаги в сторону налаживания отношений с Москвой будут?
Карумидзе: Это будут очень трудные шаги, это будет очень сложный процесс, но первые ваши, насколько я знаю от самого Бидзины Иванишвили, они будут носить экономический характер. Надо сперва восстанавливать экономические отношения и прекратить ту воинствующую риторику, которая до сих пор исходила от Саакашвили.