Прямой эфир

Почему депутатов лучше не допускать до бюджета

Кофе-брейк
329
17:05, 11.09.2012

Экономист, советник председателя Центробанка и бывший депутат от «Единой России» Павел Медведев о возможном лишении депутатов Госдумы права вмешиваться в формирование бюджета.

Почему депутатов лучше не допускать до бюджета

 

Лиманова: Сегодня все обсуждают новость, появившуюся в «Газете.ру» о том, что Минфин хочет лишить депутатов Госдумы права вмешиваться в формирование бюджета, то есть никаких обсуждений проекта документов в парламенте, а лишь его ратификация. Вот обсудим эту новость с Павлом Медведевым, ученым-экономистом, депутатом Госдумы от «Единой России» предыдущих созывов, советником председателя Центробанка. У нас получается такой виртуальный «Кофе-брейк». Павел Алексеевич, здравствуйте.

Медведев: Здравствуйте.

Лиманова: Конечно, Думу у нас называют ручной, но все-таки, как вы считаете, насколько реально, что такое предложение Минфина может быть принято?

Медведев: Может быть принято, конечно, это так немножко досадно и выглядит очень недемократично. Я без ложной скромности скажу, что в свое время я придумал то, что потом было названо «нулевым чтением». То есть не то, что за одно чтение надо было принимать закон и, в частности, бюджет, а бюджет после того, как эта идея нулевого чтения была принята. Бюджет принимался за пять чтений, включая нулевое.

Лиманова: Павел Алексеевич, извините, я вас сразу перебью. Вот есть критика по поводу придуманного вами нулевого чтения. Оппоненты говорят, что как раз во время нулевого чтения представители Минфина договариваются с единороссами о том, чтобы были приняты какие-то вот поправки, необходимые Минфину и таким образом блокировать потом инициативы оппозиционеров в Думе.

Медведев: Вот и я буду крайне непоследовательным и тоже все покритикую. В некоторых странах предполагается, что депутаты такие умные, что они умеют, поправив одну строку бюджета, не забыть какие другие надо поправить, чтобы дебет сошелся с кредитом. А в других странах это не предполагается. Там полагается, что депутаты такие умные, что избирают такое умное правительство, что это правительство знает, как составить бюджет. Я был членом конституционной комиссии в 93-м году, и тоже был очень непоследовательным - я предлагал ровно эту схему. Я предлагал выбирать умное правительство и доверять ему построение бюджета, которое является очень трудной задачей. Вот думаю, что возможно и один подход, и другой. Я долго был депутатом. Я был депутатом шести созывов, начиная с Верховного совета. Сначала бюджет был простым, и мне казалось, что я мог в нем разобраться, и вносил поправки в отдельные строчки и, как мне казалось, не забывал подправлять другие, чтобы логика бюджета не нарушалось. Потом было такое длинное время, когда депутатам на откуп давались определенные суммы, а они за счет этих сумм что-то могли сделать каждый в своем округе, что мне казалось уже очень нелогичным, хотя я по мере сил пытался в своем родном Юго-Западном округе города Москвы те средства, которые мне давали, использовать. Теперь бюджет стал таким сложным, что я склонен вернуться к своей мысли 93-го года и все-таки, скрепя сердце, согласиться с тем, что не столько бюджет надо править, сколько правительство, если вдруг окажется, что оно не умеет составлять бюджет.

Лиманова: То есть вы не против предложения Минфина?

Медведев: Вы знаете, я думаю да, я думаю, что с этим придется согласиться. Ведь, если не дай Бог, кто-то из нас попадает на хирургический стол, он же не допустит, чтобы депутаты проголосовали, в какой последовательности нитки, скальпель выдавать, как резать. В лучшем случае, он доверит парламенту проголосовать за хирурга. Вот хирурга надо выбирать хорошего. А дальше уж хирург пусть сам соображает, как надо резать и зашивать.

Лиманова: Но у нас и так очень много закрытых сфер в государстве и в обществе. Здесь будет еще одна закрытая сфера. Ведь получается, смотрите, что депутаты не смогут никаким образом повлиять на ту или иную статью, а Минфин, прежде всего, заточен на то, чтобы экономить и урезать.

Медведев: И правильно делает. Потому что если не дай Бог, Минфин вовремя не сэкономит, то потом, когда вдруг окажется, что сэкономленных денег, как вот в 2008-м году сэкономленные деньги нужны как воздух, вдруг этих денег не окажется. Так что, вот еще раз повторяю, министра финансов надо назначать умного. Вот два последних, по крайней мере, министра финансов, мне кажется, были назначены очень не случайно. Вот тот, кто действующий, тот, который был предыдущий.

Лиманова: Ну а вот под занавес прошлого созыва в Думе говорили как раз о том, что надо менять бюджетный кодекс для того, чтобы депутаты могли иметь больше прав контролировать формирование бюджета. А по нынешним правилам он сейчас принимается в трех чтениях и есть еще ваше нулевое. Эти правила, в принципе, вот если сейчас забыть о предложении Минфина, они позволяют избранникам народным оптимально контролировать бюджет?

Медведев: Ну, избранников 450, и если каждому дать право влиять на бюджет, то конечно, должен получиться сумасшедший дом. В последнее время, там одна из фракций имела контрольный пакет голосов, и она не позволяла заметным образом менять бюджет после того, как проходило это самое первое чтение. И к этому тоже можно критически относиться. Почему вдруг одна фракция только может принимать такие значимые решения, а другие только могут критику высказывать? Но еще раз повторяю, что вот не доверили бы мы голосованию процедуру хирургической операции. Вот логика все-таки такая, пожалуй, в сложных случаях является более надежной: надо выбирать хирурга.

Лиманова: Ну а как же все-таки принципы демократии, борьба с коррупцией?

Медведев: Я же начал с того, что выглядит это недемократично и досадно. У всех палок два конца. Вот американцы как-то справляются с тем, что по каждому поводу голосует и голосует 20 раз. Но вот мне мои шесть созывов тоже бывало частенько досадно, что не удается дискуссию провести так полноценно, как мне казалось, правильно. Но вот дискуссию проводить по очень технологически сложному вопросу, действительно, очень трудно. И если честно сказать, назначили бы меня в Думе самым главным, я бы не придумал, как эту дискуссию провести так, чтобы одеяло не раздиралось сильными фракциями, чтобы сильные фракции не тянули это одеяло на себя. Но, с другой стороны, конечно, мне тут же возразить: а Дума хирурга-то выбрать тоже не может, хирурга назначают за кремлевской стеной. И я, наверное, с этим тоже соглашусь. Но вот два последних хирурга были назначены вполне ничего.

Лиманова: Раз критикуют нынешние правила формирования бюджета и обсуждение его в Госдуме, может ли быть так, чтобы как раз не менять эти нынешние правила рассмотрения бюджета в Думе, и появилось это предложение Минфина: депутаты тогда под угрозой лишиться права обсуждения бюджета будут просто рады тому, что это право им оставят?

Медведев: Не знаю. В такие тонкие интриги я, пожалуй, не смогу вдаваться. Я теперь, не будучи депутатом, уже и раньше за интригой, про интриги узнавал последним, а теперь, наверное, не узнаю никогда.