Молельный дом христиан веры евангельской, представителей этого направления в протестантизме еще называют «пятидесятники», должен был быть восстановлен. Однако в ночь на четверг здание пятидесятнической церкви Святой Троицы ворвались люди, которые разграбили и снесли ее.
Сами верующие говорят, что на приехавших руководителей общины сыпались оскорбления, и оказывалось физическое давление, имущество церкви было разграблено, все ценное, включая аппаратуру, было вывезено. Некоторое время назад со стороны властей был разорван договор аренды в одностороннем порядке и о сносе здания власти предупреждали, но никто не мог поверить, что это произойдет, ведь это одна из старейших пятидесятнических церквей Москвы.
У нас в гостях Сергей Ряховский, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской.Макеева: Ваш коллега Всеволод Чаплин сказал: «Не давая оценки юридическим аспектам в данной ситуации, просил бы взять ситуацию под контроль». Обращаясь к властям, он говорил о том, что «чувство верующих всегда достойно уважения и требует особого внимания».
Ряховский: Мне, на самом деле, приятно, что отец Всеволод свою позицию высказал. В его устах это достаточно определенно, потому что с ним мы не только в общественной палате, но и в комиссии по гармонизации межнациональных, межрелигиозных отношений при президенте РФ, и я полагаю, что он свою позицию сказал. На самом деле, то, что произошло вчерашней ночью, говорит о многом – о некомпетентности. Ведь евангелистов почти 600 млн., это вторая протестантская группа по известности.
Казнин: А в России сколько?
Ряховский: В России – не более 1 млн., у нас есть уважаемая Русская Православная Церковь. В силу того, что в СССР евангелисты были вместе с Русской Православной Церковью гонимы, и мой отец был трижды репрессирован в Советское время – при Сталине, при Хрущеве и при Брежневе. Мы заплатили цену, как смогли. Тем не менее, этот случай дикий.
Казнин: Поясните, кто эти люди, кто сносил?
Ряховский: Это сносили коммерсанты, которым префектура продала этот участок земли, полтора гектара, выделенных церкви, и находились там с советских времен в качестве компенсации за снесенные церкви, которые были на Новокосинском еще до начала 90-х годов. Его снесли и сказали «Стройтесь!». Мы построили временное здание, проложили фундамент и пытались согласовать на протяжении многих лет. Это были долгие попытки, они не увенчались успехом, и потом в 2005-м разрывается срочная аренда, начинается мытарство и выносится решение – снести, продать. Мы говорили, что это одна из самых старейших московских общин. В России несколько тысяч таких общин – это уважаемые конфессии во всем мире, это протестанты, которые имеют определенные ценности, защищают права человека, свободу совести, свободу СМИ, независимо от конфессии. Они рискуют не только нарваться на внутреннюю обиду людей. Это может не понравиться и нашим единоверцам во всем мире.
Казнин: А вам предлагали другой участок?
Ряховский: Предлагали. Один участок предложили, где находятся гаражи москвичей, и даже сказали, что помогут даже оплатить все, если мы снесем их.
Казнин: Вы отказались, а предложения еще были?
Ряховский: Предложили еще один участок земли в водоохраной зоне. Наш депутат спросил в департаменте охраны природы, можно ли там строить храм Божий, нам ответили, что можно только парк. Не было ни одного предложения, которое бы устроило и церковь, и пастырей церкви, и управу. Все это было лицемерно и действие, которое было совершено, я позвонил в тот же день в правительство Москвы, в департамент по связям с религиозными организациями, где даже не были в курсе, что на их территории города Москвы некие коммерсанты по благословению префектуры ночью совершили вандальское действие. Они втоптали священные писания, Библию, в которой было написано « по благословению святейшего патриарха». Это была насмешка и лицемерие. Я написал письма с целью разобраться с этой ситуацией. Написал письмо мэру города, ожидая ближайшую встречу с ним, чтобы решить эти вопросы, которых помимо этого накопилось тоже. У нас никогда не было конфликтов в Москве. Федеральные власти, особенно те, которые занимаются взаимоотношением государства и церкви, четко понимают, что собой представляют русские протестанты и, вообще, мировые протестанты. Это уважаемые страны, с которыми у нас любезные отношения, и мы от них зависим, а они от нас, передовые страны мира: Швеция, Норвегия, Финляндия, часть Германии, Англия, США и так далее. Надо быть глупцом, чтобы вот так на скаку, шашкой на голо убить имидж России, который и так, мягко говоря, пострадал за последний месяц.
Макеева: А в рамках гармонизации?
Ряховский: Я благодарю Бога за отца Всеволода, который своим высказыванием гармонизирует сегодня. Я понимаю, что он как священник не вправе давать юридическую оценку, но я рад, что он отдал свой голос в защиту протестантов, когда срезались и вырубались кресты Русской Православной Церкви.
Казнин: Сейчас вам вернут участок с помощью мэра?
Ряховский: Нам говорят, что планируют на этом месте построить хороший спортивный комплекс для москвичей, мы не против, но пусть дадут нам адекватный участок. Мы уступаем, мы люди сострадательные и милосердные. В наших церквях очень много современного: музыки, молодежи, - мы толерантные и дипломатичные, уступим, но дайте нам точно такой же участок на километр дальше или ближе. Потому что все прихожане живут вокруг этого храма.
Макеева: Почему ситуация зашла так далеко, и вы не звонили в московский департамент раньше?
Ряховский: Все передали муниципалитету. При Лужкове по вопросу культовых сооружений можно было позвонить мэру.
Макеева: Сколько лет это продолжается?
Ряховский: Семь лет. Юрий Михайлович Лужков, естественно, ничего не подписывал, ничего не обещал, и это было с его стороны неправильно. А сейчас все передали в муниципалитеты, с которыми нужно разбираться самим. Это сложно. Нет в государстве важного документа - концепции государственных конфессиональных отношений, в которой четко было бы написаны приоритеты, направления. Если это будет, то и чиновникам будет проще, и политикам, и самим религиозным деятелям.