И там сказано, что стране нужна срочная реформа труда, иначе Греция не получит очередной транш. Условия труда греков и кредитные возможности страны изучал Егор Низамов.
Низамов: На днях, в пятницу, греческое правительство будет принимать важных гостей. В Афины прилетят инспекторы тройки кредиторов – Европейской комиссии, Европейского Центробанка и МВФ. Греческим властям нужно будет убедить их, что требования по кредитам выполняются, страна реформирует экономику и поэтому заслуживает места в единой еврозоне.
В следующем месяце инспекторы объявят вердикт и решат, сможет ли Греция и дальше рассчитывать на кредиты. И сможет ли она, соответственно, сохранить евро. Как выяснилось сегодня, греческому правительству для этого придется испортить и так не лучшие отношения с профсоюзами.
В распоряжении у западноевропейских газет вроде британской Guardian оказалось письмо. Это послание тройки кредиторов направила в министерства финансов и труда Греции. И в нем перечисляются, скажем так, рекомендации – как Афинам стоит реформировать трудовой кодекс.
Выдержки из этого документа звучат беспощадно. «Предлагаемая мера: сделать трудовое расписание более гибким. Увеличить максимальное число рабочих дней до шести в неделю для всех отраслей. Установить минимальный перерыв между рабочими сменами в 11 часов. Больше не связывать рабочие часы сотрудников с рабочими часами учреждения».
Другими словами, шестидневная рабочая неделя с 13-часовыми сменами должна стать если не нормой, то допустимой мерой. Греческому правительству к тому же советуют ввести единый минимальный размер оплаты труда для всех секторов экономики – лишь бы заставить людей вернуться на рабочие места. Безработица в Греции достигает 30%, и в письме кредиторов сказано, что нужно срочно что-то предпринять, иначе трудовой кризис станет систематическим.
В конце прошлой недели министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле признался, что сочувствует Греции. И что ее, возможно, незаслуженно критикуют во всем мире. Но добавил, что греческому правительству ничего не остается, кроме как выполнять требования кредиторов.
Вестервелле: Мы не можем менять программу реформы, не можем делать ее менее строгой. И не потому, что Европейский союз потеряет от этого много денег, а потому что Греция и Еврозона не смогут вернуть себе доверие, если договоры не будут выполняться.
Антон Табах, старший аналитик «УРАЛСИБ Кэпитал», считает, что трудовая реформа грекам явно не придется по душе. Но это один из способов помочь госкорпорациям. А частного сектора экономики реформы могут и не коснуться.
Табах: Цель всей этой процедуры – снизить нагрузку на бюджеты госкомпаний, чтобы люди либо больше работали, либо уходили сами. Соответственно, чтобы можно было сокращать людей и сделать госсектор более эффективным, потому что в Греции одна из самых высокий трудозатрат в госсекторе. Что касается неформального сектора, где в Греции работает достаточно много работников и постепенно туда перетекает все больше, там как работали много, так и работают. Если взять тот же туристический сектор, как не платили налогов, так и не будут платить. Как минимальная зарплата была весьма абстрактным понятием, так она и останется.
Несмотря на стереотипы, греки действительно работают немало. По статистике, у них в Европе больше всех рабочих часов – больше 2000 в год. Поэтому с новыми реформами, возможно, изменится немногое. Но правительству в Афинах выпадет шанс продемонстрировать свой трудовой настрой. Как это в марте сделали швейцарцы, отказавшиеся на референдуме от шести недель отпуска.